Банкстеры

“Антиотмывочный” закон спровоцировал самоуправство банкиров

Перевели другу на карту немного денег, а счёт заблокировали? Долго откладывали на крупную покупку, пришли снимать деньги, но банк отказался вам их выдать? Сегодня с подобными ситуациями столкнулись уже тысячи россиян. Закон обязывает банкиров бороться с отмыванием преступных доходов, полученных от продажи наркотиков, оружия и т.д. Однако по факту страдают от него самые обычные люди.

«На днях ходила покупать дочке специальную ортопедическую обувь. У меня ребёнок – инвалид, и часто нам бывает очень непросто найти именно те вещи, которые нам советуют врачи. Сумма покупки составляла 30 тыс. рублей, – поделилась с «Нашей Версией» молодая мама Анастасия Попова. – На карте «Мир», куда мне начисляют пенсию на ребёнка, нужной суммы не оказалось, и я позвонила мужу, попросив его перевести мне 20 тысяч. У нас с мужем карточки разных банков: у него ВТБ, а у меня – Сбербанк. Он пытался сделать мне перевод, но карту заблокировали. Я позвонила в банк, спросила, в чём дело, там сказали, что перевод показался им подозрительным. В итоге всё закончилось хорошо, счёт разблокировали, но на это ушло несколько часов. Так что обувь для дочки в тот день мы так и не купили».

Принято считать, что банковские блокировки едва ли могут доставить неприятности простым гражданам. И уж точно никто не ожидает, что банкиры будут придираться к небольшим суммам. Но на поверку всё оказывается далеко не так. Закон наделил банки максимально широким кругом полномочий, так что попасть на блокировку может любой, за любую сумму и даже без сколько-нибудь серьёзного повода.

В ступоре

Так называемый антиотмывочный закон – № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» – изначально преследовал самые благие начинания. Более того, находился прямо-таки в авангарде лучших мировых практик. «Антиотмывочное» законодательство полезно, и любая цивилизованная страна должна его иметь, – констатирует руководитель налоговой практики юридической фирмы «Клифф» Наталья Кордюкова. – Страшно представить себе ситуацию, в которой банкам будет выгодно оборачивать через себя средства от продажи украденных детей, работорговли, незаконно изъятых органов, вымогательства, наркотиков. Это справедливо, необходимо и никогда не вызывало особых вопросов».

Действительно, закон действует без малого 20 лет, однако о его, мягко говоря, странном практическом применении многие узнали только сейчас.

Дело в том, что несколько лет назад банкам поручили отслеживать не только финансовые потоки наркоторговцев и т.п., но и пытаться «выловить» более сложные экономические преступления. И вот тут-то и начались проблемы.

«Во-первых, грань между допустимым и недопустимым в экономике очень зыбкая; во-вторых, экономические нарушения статистически встречаются в работе банков гораздо чаще, чем общеуголовные, – объясняет Наталья Кордюкова. – Банковская система встала в некоторый ступор, который мы имеем возможность наблюдать сейчас».

«Весь прошлый год я откладывал деньги себе на отпуск. Даже специально завёл себе сберегательный счёт в банке, в который «не залезал», – рассказывает Дмитрий Блинов. – Накопилась неплохая сумма – 300 тыс. рублей, и я решил снять наличные, чтобы купить евро. Я часто путешествую с наличными: далеко не в каждой стране можно обойтись одной только картой». Но получить на руки собственные деньги Дмитрию оказалось не так-то просто. Банк инициировал проверку о происхождении (!) средств. «Пришлось брать справку с работы. Вылавливать бухгалтера, ждать, пока оформят документ. Компания у нас большая, потому это заняло время. Потом пришлось ехать в банк и доказывать, что эти деньги не от продажи наркотиков, а я их честно заработал», – жалуется наш собеседник.

Кстати

Излюбленными жертвами банкиров при блокировке являются индивидуальные предприниматели. ИП сегодня широко используют и самозанятые, и фрилансеры. «Денежные средства у ИП не разграничены на «предпринимательские» и личные. Данное разъяснение неоднократно давал Конституционный суд, – говорит юрист компании «Проспектаси» Мария Лайнер. – Отчитываться о том, как распределяются денежные средства в ходе предпринимательской деятельности, в том числе между личными счетами, ИП не обязан». Впрочем, банкиры подобными «мелочами» обычно пренебрегают. За что банки обычно блокируют счёт ИП? Причин много: например, за низкий уровень налоговой нагрузки, частое снятие наличных, неточное или неоднозначное назначение платежей, а также за вызывающих подозрение контрагентов.

Причём закон обязывает банки проверять манипуляции с суммами, превышающими 600 тыс. рублей. Однако ничто не ограничивает банкиров в том, чтобы проверить и все остальные транзакции. «Что касается денежных переводов на сумму свыше 600 тыс. рублей, то такие операции подлежат обязательному контролю при участии Росфинмониторинга. При меньших переводах обязательный контроль не проводится, участие данного органа не требуется, – поясняет директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров. – Но обязанность банков проверять чистоту операции никем не отменяется, такие проверки могут иметь место и при суммах переводов ниже 600 тыс. рублей».

Главная проблема заключается в том, что, по сути, неограниченные полномочия банков не уравновешиваются никакими обязанностями. Потеряли вы несколько дней на блокировке счёта, не смогли воспользоваться своими же деньгами – будьте благодарны, что вас ещё в чёрный список не внесли. «Банковские учреждения обладают достаточно большим набором полномочий по предотвращению подобных операций (по «отмыванию». – Ред.). При этом не несут ответственности перед клиентом за упущенное время, выгоду, имиджевые потери», – соглашается заместитель первого проректора по работе с органами власти и региональному развитию Финансового университета при правительстве РФ Константин Поздняков. По словам эксперта, Минфин уже предлагал внести поправки в «антиотмывочное» законодательство: в частности, предлагалось разрешить блокировку только в случае возникновения в течение года неоднократных подозрений о совершении незаконных операций, а также наличия конкретных данных о том, что транзакции носят преступный характер. Однако пока что дальше разговоров дело не пошло.

Блокировщики

Что же делать, если ваш счёт всё-таки заблокировали? К сожалению, даже при несправедливой блокировке ни ускорить процедуру, ни тем более призвать банк к ответственности никак не получится.

Более того, банкиры ещё и могут «нагреться» на вас, попросив дополнительно оплатить комиссию за разблокировку! Дело это незаконное, но, чтобы доказать это, придётся предпринять немало усилий.

«Существующие опции уплаты банку «комиссии за риск» для разблокировки счёта сейчас широко распространены и составляют от 10 до 20%. Судами они признаются незаконными», – отмечает Наталья Кордюкова.

Парадоксально, но факт: возмутительный, казалось бы, вопрос банков о том, на что вы собираетесь потратить ваши же деньги, оказывается, тоже не противоречит закону. Более того, банки обязаны получать информацию по определению источников происхождения денег, идентифицировать клиента и т.п. «Реальность такова, что банки применяют сверхконсервативный подход и пресекают операции клиентов, не имеющие преступной цели, – резюмирует адвокат, руководитель практики налоговых споров, МЭФ PKF Дмитрий Кириллов. – Это оказывается возможным, поскольку № 115-ФЗ содержит множество размытых формулировок, дающих банкам практически неограниченные полномочия».

Тем временем

В Москве возбуждено уголовное дело по ст. 205.1 (содействие террористической деятельности) о финансировании запрещённой на территории России ИГИЛ*. 26-летний житель столицы Георгий Г. подозревается в снабжении исламских террористов деньгами в довольно крупном размере – на общую сумму более 50 млн рублей.

Георгий Г. занимался преступной деятельностью более четырёх лет. По оперативным данным, мужчина с 2015 года собирал деньги с помощью переводов на банковские карты Сбербанка, а затем выводил их на счета, подконтрольные террористам.

То есть за четыре года подозреваемым через карты Сбербанка было перенаправлено на счета террористов более 50 млн рублей, это более миллиона рублей в месяц!

Напомним: Сбербанк зачастую требует от рядовых граждан обосновать происхождение перевода даже в пару тысяч рублей. И хочется поинтересоваться у руководства госбанка, каким чудесным образом Георгию Г. удавалось в течение четырёх лет перегонять через карты Сбербанка суммы, превысившие в итоге 50 млн рублей? Причём не куда-нибудь, а на счета террористов? Неужели это возможно сделать через банковские карты ведущего кредитного учреждения, основным акционером которого является Центробанк России? Судя по вышеприведённой информации, возможно.

*«Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация.

Кира Ремнёва

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Медгеноцид

Далее

Как убивали Михаила Круга

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru