Выглядит принудительно

ФСИН взяла курс на трудотерапию для зеков

Президент России подписал документ, вносящий поправки в ряд законов, касающихся судьбы осужденных за преступления. Нововведения в том числе касаются порядка административного надзора в отношении граждан, отбывающих наказание в виде принудительных работ. «Известия» выяснили у практикующих юристов, что из себя сегодня представляет этот вид санкции.

Пресечь рецидив

Закон призван урегулировать нюансы, связанные с осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также в отношении тех, кто приговорен к принудительным работам, говорится в справке Государственно-правового управления.

«В частности, устанавливается, что в случае замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ, а в случае осуждения поднадзорного лица к принудительным работам течение срока административного надзора приостанавливается», — сказано в сопроводительном документе.

В исправительной колонии № 5  россия заключенные
Фото: ТАСС/Станислав Красильников

Также закон расширяет перечень оснований для продления судом административного надзора.

«В соответствии с законом наряду с основаниями, предусмотренными данной статьей, административный надзор также может быть продлен судом в случае осуждения поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества, или осуждением условно, или с отсрочкой исполнения приговора либо с отсрочкой отбывания наказания, или применения к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества», — сообщается на сайте Госдумы.

Также, по новым правилам, бывший заключенный обязан уведомлять полицию о перемене места жительства или пребывания не позднее чем за три рабочих дня до переезда.

Вклад в профилактику

Новые поправки, связанные с принудительными работами, только кажутся рутинными — проблема действительно важная, и каждая деталь этого нового механизма должна быть отточена.

«Революционными их назвать нельзя, законом совершенствуется механизм применяемого надзора, что должно повлечь повышение его эффективности и, как одно из положительных последствий, влечь профилактику повторной преступности», — считает адвокат юридической компании BMS Law Firm Александр Иноядов.

Административный надзор — это наблюдение за освободившимся из мест лишения свободы лицом сотрудниками органов внутренних дел. Этот статус накладывает на недавнего заключенного ряд ограничений. Например, ему нельзя покидать собственное жилье в определенное время суток (как правило, в ночное время), посещать определенные общественные заведения (ночные клубы, питейные заведения). Также он в обязательном порядке должен докладывать о своих перемещениях. Освободившимся предписывается регулярно отмечаться в полиции или уголовно-исполнительной инспекции.

Участковый во время оформления документов в отделе МВД России
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Главная задача этой функции силовиков — не допустить повторного совершения преступления со стороны недавнего заключенного. За последние годы накопилось достаточно случаев, когда уголовники совершали новые тяжкие преступления в течение первых дней после освобождения.

Трудовая альтернатива

Принудительные работы появились в УК РФ лишь в 2011 году. Однако реальные приговоры с применением этой санкции начали выносить лишь в 2017 году. К этому моменту ФСИН создала первые специальные исправительные центры в нескольких регионах страны.

Именно за такими учреждениями, как считают специалисты, причем не только отечественные, будущее пенитенциарной системы. В центры, по замыслу авторов реформы, должны направляться люди, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, а также «первоходы» по тяжким составам. В учреждениях преступникам этой категории подыскивают работу, если нужно, обучают новой специальности.

Исходя из судебной практики, которая складывается в России, принудительные работы чаще назначаются не как наказание за совершенное преступление, а когда речь идет о замене наказания в виде лишения свободы уже осужденному.

«В случае если заключенный охарактеризовал себя во время отбывания наказания положительно, можно через суд заменить ему часть неотбытого наказания в том числе принудительными работами. Процедура схожа с условно-досрочным освобождением, только в этом случае наказание в виде лишения свободы меняется на менее тяжкое», — поясняет адвокат Ирина Дюбина.

По ее мнению, сегодня применение менее тяжкого наказания к осужденным набирает обороты.

«Я позитивно отношусь к этим переменам, тюрьмы переполнены, как и изоляторы. Причем переполнены людьми, которым там делать нечего. Речь о тех, кто совершил незначительные преступления. Они попадают в криминальную среду. Об исправлении в таких условиях говорить не приходится», — говорит Дюбина.

Осужденные исправительной колонии во время работы в швейном цехе
Осужденные исправительной колонии во время работы в швейном цехе. Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Слова юриста подтверждают и во ФСИН. Как сообщал замдиректора службы Анатолий Рудый, от заключенных на 2019 год поступали тысячи ходатайств о замене неотбытого наказания принудительными работами.

Система принудительных работ подразумевает решение сразу нескольких проблем — человек при деле, и затраты на его содержание минимальны. Нередко осужденные в таких условиях приобретают любимую профессию, полезные трудовые навыки и стаж. Работники оплачивают государству расходы на свое питание и услуги ЖКХ, часть заработка остается им. К слову, заработок составляет не ниже прожиточного минимума.

Изначально, в 2017 году отмечалось, что заполненность исправительных центров (всего их на тот момент было 11) была менее 50%. Но уже в августе текущего года замдиректора тюремного ведомства Валерий Балан сообщил, что центры на грани переполнения.

«Еженедельный прирост составляет до 200 человек. Исправительные центры заполнены на 89,6%, в большинстве из них мест уже нет», — сказал он. Уточним, что на сегодняшний день центров уже 14, также созданы 54 исправительных участка, с общим лимитом 4509 мест.

В обозримом будущем эта программа будет только расширяться. Как писала «Парламентская газета», с 1 января следующего года осужденные к принудительным работам (наравне с обитателями колоний-поселений) смогут работать на предприятиях региона, где находится учреждение ФСИН. По мнению законодателей, это даст возможность преступникам возместить материальный ущерб потерпевшим, а предпринимателям сулит прибыль, уже разработан законопроект о налоговых льготах для компаний-партнеров ФСИН, согласных трудоустроить преступников.

Стоит отметить, что, по данным Счетной палаты, в среднем содержание осужденных ежегодно обходится бюджету в 60 млрд рублей.

Проект предусматривает оборудование на предприятиях специальных общежитий. По прогнозам парламентариев, заработок заключенного станет значительно выше — от 16 до 45 тыс. рублей в месяц. Сейчас же заработок внутри уголовно-исполнительной системы куда скромнее — преимущественно это труд с метлой в руках или лопатой.

Социально ориентированный бизнес

Использование труда арестантов для России дело не новое. Каторжные работы, а если быть точнее — ссылка для принудительного труда, начали применяться в стране с конца XVII века. После революции новая советская власть руками арестантов в сжатый срок создала такой грандиозный объект, как Беломорканал, также заключенные принимали участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали и в реализации тысяч других масштабных проектов. На сегодняшний день доля их вклада в экономику составляет 30 млрд рублей — это стоимость товаров, которые производят осужденные в специализированных предприятиях исправительных учреждений.

Между тем самая распространенная на сегодняшний день в мире цивилизованная модель использования труда заключенных пришла из стран развитого капитализма. Например, в Германии у частных фирм на территории колоний есть возможность обустроить свое предприятие. Самый распространенный бизнес — слесарный, строительный, пошив одежды, садоводство, столярное дело. Зарплата — около €2 в час. Во Франции в такой труд вовлечены до 40% заключенных, а их работа оплачивается выше, чем в Германии, в 2–3 раза.

деньги веро
Фото: Global Look Press/Robert Schmiegelt

В США дела с трудом арестантов обстоят по-разному, в зависимости от штата. Самая популярная модель — использование труда арестантов частными компаниями. Труд преступников там очень востребован, а иногда превращается в настоящее шоу. Ряд американских звезд успели дополнительно «прославиться», получив за различные правонарушения наказание в виде принудительных работ на пользу общества.

Например, Вайнону Райдер в 2002 году приговорили к 480 часам общественно-полезной работы. Бой Джордж в 2006 году пять суток чистил улицы Манхэттена за ложный вызов полиции и употребление кокаина. Рэпер Крис Браун, избивший любовницу, в 2009 году полгода очищал стены зданий в штате Вирджиния от граффити, убирал мусор и мыл автомобили. В 2010 году Пэрис Хилтон за эксперименты с наркотиками освоила профессию маляра на стройке. Рекордсменкой по приговорам за мелкие преступления считается Линдси Лохан — она мыла морги, чистила туалеты, стирала белье.

На востоке практикуют дифференцированный подход к труду арестантов. В Японии чистота, престиж и уровень оплаты выполняемой принудительной работы зависят от преступления, которое совершил заключенный. Убийца или насильник не сможет заниматься ничем, кроме мытья унитазов, тогда как его сокамерники могут рассчитывать на место гончара, сварщика или мастера по изготовлению сувенирной продукции. В Израиле трудоустройство в колониях дело добровольное, в колониях действуют отряды рабочих и функционирует центр занятости.

Иван Петров

По материалам: “Известия”

Ранее

«Известия»: запрет на полеты из России в Грузию может быть отменен

Далее

Высокопрочный чугун с шаровидным графитом - материал будущего

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru