На этот факт обращают внимание не только эксперты, но и аудиторы Счетной палаты (СП)
СП в заключении на проект бюджета-2020 указывает, что структура основного финансового документа страны никак не меняется и перераспределения расходов в пользу трат на образование и здравоохранение не происходит. Между тем такая задача была поставлена еще 11 лет назад. «В трехлетнем бюджете этого маневра снова не видим», — отметил глава СП Алексей Кудрин.
Так, расходы федерального бюджета на здравоохранение на будущий год планируются на уровне 0,9% ВВП (1 трлн рублей), что выше, чем в нынешнем году, всего на 0,2%, а в плановом периоде 2021–2022 гг. показатель снижается до 0,8% ВВП.
Аудиторы подчеркивают, что государственные траты на здравоохранение значительно отстают от расходов стран «Большой семерки». К примеру, в Великобритании в 2018/19 финансовом году фактические расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, во Франции в 2020 г. траты на здравоохранение планируются на уровне 8% ВВП, отмечают в СП.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), не самые богатые страны Польша и Эстония тратят на государственную медицину более 4% ВВП. Больше всех госсредств на эту сферу расходуют США: в прошлом году Штаты потратили на здравоохранение около 14,3% ВВП. Напомним, что ВВП США в 2018 г. составил $19,3 трлн, в 15 раз превысив российский.
По данным Всемирного банка (ВБ), на лечение одного гражданина РФ в год в среднем приходится $267 государственных трат. Для сравнения: Норвегия, такая же нефтяная страна, как Россия, тратит на лечение одного своего гражданина в 23,6 раза больше, чем Россия, — $6,3 тыс. Больше государственных денег на свое лечение получают бразильцы ($337) и румыны ($372).
Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечают, что во всем мире наблюдается тенденция к росту расходов на здравоохранение. Причем, по данным ВОЗ, быстрее всего растут госрасходы на здравоохранение в странах с низким и средним уровнем доходов. Однако Россия, тоже принадлежащая к числу государств с невысокими средними доходами населения, выбивается из общего ряда — повышать госрасходы на медицину не спешит.
Глава Института региональных проблем Дмитрий Журавлев увязывает недофинансирование медицины и образования с бухгалтерским подходом властей к экономике.
«В рамках этого подхода единственным критерием успешности является доход в единицу времени. Ни образование, ни здравоохранение прямого дохода не дают и воспринимаются как обуза экономики и бюджета», — считает Журавлев.
Такой подход во многом объясняет тот печальный факт, что в России увеличивается естественная убыль населения, то есть умирает людей больше, чем рождается. Естественная убыль населения в России становится катастрофичной, заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова.
Подсчитано, что за январь — сентябрь 2019 г. показатель естественной убыли населения оказался практически таким же, как в целом за весь прошлый год, — минус 219,2 тыс. человек. Демографы утверждают, что по итогам нынешнего года показатель убыли населения превзойдет уровень года предыдущего.
Закупать лекарства и медицинское оборудование по импорту нам не позволяют не только политические, но и финансовые резоны. Мол, денег в казне на эти цели не хватает. Но позвольте, если мы такие бедные, почему же постоянно прощаем долги других стран?
Недавно Россия списала странам Африки долги на $20 млрд. А это, между прочим, 1,3 трлн рублей. Планируемые расходы федерального бюджета — 2020 на здравоохранение — 1 трлн рублей, то есть меньше, чем прощено Африке.
Совокупные же расходы всех региональных бюджетов за нынешний год на здравоохранение — около 1,3 трлн рублей. Примерно столько же, сколько простили африканцам. Мягко говоря, странная какая-то получается бюджетная политика.
Африка сегодня — лакомый геополитический «пирог», который уже начали активно делить США, Китай и Россия. Пресловутые $20 млрд (а точнее, 90% от всех этих списаний) произошли на самом деле очень давно — в 1996 и 1999 годах. Списать окончательно долги Африке сегодня крайне выгодно, как считают многие эксперты: теперь России и Африке можно сотрудничать с чистого листа.
Ведь любое списание, как акт доброй воли, улучшает и хорошо регулирует взаимоотношения между странами. Партнерам России открываются возможности для новых кредитов под закупку оборудования или оказание услуг, а без списания старого и безнадежного долга это сделать невозможно. Теперь солидное преимущество по концессиям России будет обеспечено, особенно по линии военно-технического сотрудничества.
Важный момент и в том, что выплаченные за долгие десятилетия странами-должниками проценты по долгу нередко покрыли уже сумму, выданную в долг еще СССР. Надо и учитывать заключенные на форуме «Россия — Африка» контракты. А это ни много ни мало $12 млрд. Так что геополитически и даже экономически нынешняя российская щедрость начала окупаться, сетуют эксперты.
Игорь Вересков
“Новый вторник”