Корреспондент «МН» попытался выяснить, что светит рядовым россиянам от снижения Центробанком России ключевой ставки до 6,5 процентов годовых
Напомним читателям: 25 октября Центробанк понизил ключевую ставку до 6,5% годовых, и этот шаг финансового регулятора многие эксперты поспешили оценить как «революционный».
Действительно, мало кто ожидал от ЦБ такого смягчения. Даже министр экономического развития Максим Орешкин — и тот позволил назвать случившееся осознанием реальности.
Тем временем глава Банка России Эльвира Набиуллина в интервью телеканалу CNBC прозрачно намекнула, что в ближайшее время (возможно даже, в декабре. — Ред.) регулятор может снизить ставку еще 50 б.п. — то есть, до 6% годовых.
В правительстве почти сразу заявили о поддержке таких планов: по словам первого вице-премьера — министра финансов Антона Силуанова, снижение ставки станет «большим шагом» и даст дополнительную возможность заимствований и дешевые деньги.
Все это, как говорится, хорошо. Однако возникает простой вопрос: каким образом снижение ключевой ставки ЦБ скажется (и скажется ли) на рядовых гражданах страны? С этим вопросом мы обратились к экспертам «МН», и вот что они сказали.
Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, научный руководитель Института экономики РАН:
— Такое снижение ставки я считаю положительным моментом. И вопреки опасениям некоторых своих коллег, не думаю, что в результате этого в конце года рубль сильно ослабнет. На рубль могут подействовать совсем другие факторы — падение цен на нефть или усиление санкций против России со стороны США и европейских стран. Но нам особо радоваться нечего. Хорошо уже то, что станет меньше разрыв между ключевой ставкой и инфляцией, и это, разумеется, положительно скажется на покупательной способности рядовых граждан.
Никита Исаев, директор Института актуальной экономики:
— В любом случае, решение Центрального банка можно только приветствовать. Но хотелось бы большего. Я считаю, что учетную ставку стоит снизить еще радикальнее — до 3–4%. Это необходимо для того, чтобы запустить экономический бум внутри страны. А возможную инфляцию можно гасить собственными резервами, которые есть в стране, и они очень высокие!
Но и такое снижение имеет большое значение как для экономики в целом, так и для всех россиян. Оно, прежде всего, увеличивает возможность для использования заемных ресурсов, во многом напрямую зависимых от политики ЦБ. При этом удержание инфляции в пределах объемов, не допускающих социального взрыва населения — то, чем последние 5–6 лет занимается Центробанк — это, конечно, ошибочная вещь. Поскольку существенно ограничивает возможности развития различных форм хозяйствования. И в таких условиях монопольные предпочтения отдаются государственным предприятиям или структурам с госучастием.
Ростислав Гольдштейн, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:
— Ключевая ставка является базой для расчета процентов по кредитам: для бизнеса, по ипотеке и потребительским займам — чем ниже ключевая ставка, тем ниже проценты для заемщиков. Данная мера позволит предпринимателям привлекать более дешевые деньги на развитие своего бизнеса, а гражданам — кредитоваться на более выгодных условиях или рефинансировать имеющиеся кредиты под более низкий процент. Так, например, эксперты не сомневаются, что к концу года ипотека под 8–9% станет массовым явлением, а ведь еще в начале года она составляла 10,5–11%. Снижение ставок ожидается и в секторе потребительского кредитования.
Сергей Жулик
“Новый вторник”