Как россияне напечатали двухэтажный дом в Дубае на 3D-принтере и вошли в книгу рекордов Гиннесса

Стартап уроженца Иркутска Никиты Чен-Юн-Тая Apis Cor по заказу властей Дубая напечатал на 3D-принтере уникальный дом площадью более 600 кв. м. Проект попал в книгу рекордов Гиннесса и принес предпринимателю $1 млн выручки и интерес клиентов из США

Заветное письмо из муниципалитета Дубая «упало» в почту основателю компании Apis Cor Никите Чен-Юн-Таю весенним днем 2017-го. Власти города, который планирует нарастить долю напечатанных на 3D-принтерах зданий до 25% к 2030 году, заинтересовались проектом предпринимателя и предлагали познакомиться поближе. «Дальше все развивалось стремительно: мне оплатили перелет и проживание, потом мы заключили контракт на печать двухэтажного дома, а дальше начался долгий процесс расчетов, согласований и самого строительства», — вспоминает Чен-Юн-Тай.

Дубайский проект Apis Cor длился около года. За это время Чен-Юн-Тай с командой из четырех человек успел напечатать и разрушить тестовые миниатюры углов здания и придумать уникальные бетонные «чернила», устойчивые к землетрясениям и высокой влажности. Печать итогового здания заняла 500 часов машинного времени. Проект принес Чен-Юн-Таю «сумму с шестью нулями» и новых заказчиков — например, киностудию Orwo из Луизианы, которая хочет печатать в 3D декорации для фильмов.

Forbes вспомнил историю российского стартапа с глобальными амбициями и проиллюстрировал ее фотографиями дома, напечатанного Apis Cor в Дубае.

Навигация для Сочи
На фото: Никита Чен-Юн-Тай (крайний справа) с командой Apis Cor на строительной площадке в Дубае

Навигация для Сочи

29-летний основатель Apis Cor Никита Чен-Юн-Тай родился в Иркутске. С детства он увлекался робототехникой — в школьном кружке собирал первые станки с числовым программным управлением. В университет Чен-Юн-Тай не пошел: в 2006 году, сразу после школы, устроился работать продавцом в магазин автозапчастей, затем год отслужил в армии, а после, в 2009-м, решил заняться своим делом — открыл бюро производства и ремонта рекламных вывесок. Поначалу клиентами его компании «Плазменные системы» были владельцы магазинов, салонов красоты и т.п. В 2013-м он смог выиграть тендер иркутского кладбища на производство бетонных указателей. За ритуальным клиентом последовали организаторы Олимпиады в Сочи — «Плазменные системы», к которой присоединился приятель Никиты Борис Близнюков, разработала и поставила им 5000 навигационных указателей, говорит Чен-Юн-Тай. Изделия предприниматель делал с помощью металлообрабатывающего станка с ЧПУ собственного производства. В «олимпиадном» 2014-м выручка «Плазменных систем», по данным СПАРК, составила около 38 млн рублей, убыток — 1,9 млн рублей.

Вдохновение из Китая
На фото: процесс печати дома в Дубае 3D-принтером Apis Cor

Вдохновение из Китая

Окончание Олимпиады и уход крупного клиента натолкнули Чен-Юн-Тая на мысль о запуске нового проекта. «Я понял, что все стремятся вкладывать деньги в инновации. На строительном рынке инноваций, автоматизации, роботизации было меньше всего, поэтому бизнес-идею я стал искать именно в этом направлении», — вспоминает Никита. В интернете он прочел о китайской компании WinSun, которая с 2003 года печатала строительные панели на портальном 3D-принтере — устройстве, напоминающем арку с печатающей головкой на одной из сторон и предназначенном для создания частей зданий в цеху. На российском рынке на тот момент уже был свой 3D-игрок — компания «Спецавиа» (существует до сих пор). «Но она предлагала такие же стационарные портальные принтеры. Их минус в том, что постройка либо должна всегда находиться под аркой, либо печататься по частям в цеху», — поясняет Чен-Юн-Тай. Предприниматель решил сделать мобильный 3D-принтер, который сможет печатать здания целиком прямо на объекте.

Иркутский принтер
На фото: строительная площадка проекта Apis Cor в Дубае

Иркутский принтер

Чен-Юн-Тай начал разработку в 2015 году в одиночку в арендованном за 25 000 рублей помещении бывшего овощехранилища. Затем «для ускорения процесса» нанял еще пять инженеров. О процессе создания 3D-принтера он рассказывает сухо: «У меня был большой опыт в робототехнике. Первый прототип с командой мы собрали довольно быстро». Принтер Apis Cor напоминал небольшой подъемный кран. Сверху был установлен телескопический механизм, который мог увеличивать или уменьшать радиус печати. На конце блока с гусеничным аппаратом — печатающая головка. «3D-принтер как большая рука-манипулятор, которая по координатам двигает экструдер, и из экструдера слой за слоем выходит материал», — описывает Чен-Юн-Тай. «Чернилами» служила мелкозернистая бетонная смесь, с которой принтер может работать при температуре не ниже +5ºC. Сухая смесь смешивается с водой и подается на печатающую головку. Состав смеси Чен-Юн-Тай не раскрывает. Разработка заняла год. Инвестиции составили около $120 000 личных накоплений Никиты от предыдущих проектов.

Старый новый партнер
На фото: стены дома, напечатанного 3D-принтером Apis Cor в Дубае

Старый новый партнер

Первые несколько месяцев Чен-Юн-Тай в тестовом формате печатал элементы зданий — стены, оконные проемы и т.д. Тогда же к проекту присоединился его партнер по «Плазменным системам» Борис Близнюков. Он инвестировал в Apis Cor еще около $1 млн и получил долю в 50% (позднее сократилась до 30%). Деньги Чен-Юн-Тай потратил на переезд в Москву: «Требовалось больше инженеров, а в Иркутске их найти было сложно». В столице Никита нарастил команду до 20 человек и доработал принтер.

Медийный пилот
На фото: элемент дома, напечатанного на 3D-принтере Apis Cor в Дубае

Медийный пилот

В начале 2017 года предприниматель решился на пилотный проект — печать дома площадью 38 кв. м на территории Ступинского завода ячеистого бетона в Подмосковье, где Apis Cor снимала производственное помещение. В феврале на площадке растянули белый тент, под которым поддерживалась плюсовая температура для бетонной смеси. Печать на 3D-принтере заняла ровно сутки машинного времени, но весь процесс вместе с ручной внешней и внутренней отделкой занял почти месяц. «Работа затянулась из-за того, что внизу шатра была минусовая температура, а сверху – плюс десять. Бетон попросту не застывал», — поясняет Чен-Юн-Тай. На проект партнеры потратили около 600 000 рублей. Дом спустя некоторое время, правда, пришлось разрушить: «Мы ни с кем не согласовывали строительство и сразу понимали, что это будет тест — отпечатаем, посмотрим, как все работает, сфотографируем и снесем». Пилот, несмотря на короткий срок жизни, принес Apis Cor медийную известность. О проекте написало множество российских СМИ и даже американская The Washington Post и британская The Sun. К компании присоединился еще один партнер — приятель Чен-Юн-Тая Михаил Афонин (получил долю в 10%).

Из Ступино в Бостон
На фото: интерьер дома, напечатанного на 3D-принтере Apis Cor в Дубае

Из Ступино в Бостон

Афонин рассказал о стартапе знакомым инвесторам и помог привлечь внимание фонда Rusnano Sistema Sicar, учрежденного АФК «Система» и «Роснано». В сентябре 2017-го фонд инвестировал в Apis Cor $3 млн. Но спустя 2-3 месяца Чен-Юн-Тай закрыл компанию в России и перевез ее в США. «В планах инвестора было развивать Apis Cor в России — печатать здания на Дальнем Востоке через тендеры. Но я в тендерную историю лезть не хотел — меня больше привлекал выход на Запад. Мы разошлись в дальнейшем видении развития, поэтому я и уехал», — говорит Никита. Rusnano Sistema Sicar, по его словам, недоинвестировала часть обещанной суммы и предпочла остаться кредитором (без доли в компании). «Сделка не предполагала двух траншей, — заверяет представитель Rusnano Sistema Sicar. — Мы предоставили компании инвестиции на развитие бизнеса, плюс к этому был опцион. Фонд не воспользовался опционом на дальнейшие инвестиции в компанию в связи с тем, что разошелся с основателями в видении дальнейшего развития». Афонин и Близнюков, по словам Чен-Юн-Тая, после закрытия компании в России вышли из операционной деятельности. Предприниматель планирует выкупить их доли после погашения займа Rusnano Sistema Sicar.

Проект на миллион
На фото: интерьер дома, напечатанного на 3D-принтере Apis Cor в Дубае

Проект на миллион

Весной 2017 года — за несколько месяцев до переезда в США — Чен-Юн-Тай получил письмо из дубайского муниципалитета. К осени он успел подписать с ведомством первый для Apis Cor коммерческий контракт на поставку оборудования, команды, разработку материала для печати и возведение стен двухэтажного объекта площадью 640 кв. м. За все остальное — фундамент, перекрытия, армирование, отделку, изоляцию и коммуникации — отвечал местный генподрядчик ECC. Сумму контракта предприниматель не раскрывает, но уточняет, что речь идет о сотнях тысячах долларов. Василий Киселев, основатель магазина 3D-товаров Top 3D Shop, полагает, что проект мог стоить $1 млн «по поверхностной оценке». По словам основателя «Спецавиа» Александра Маслова, двухэтажный дом площадью 100 кв. м его компания напечатала бы за 1 млн рублей. «Но площадь у Никиты гораздо больше и стоимость материалов в Дубае своя», — добавляет предприниматель.

Стройка с вау-эффектом
На фото: фасад здания, напечатанного на 3D-принтере Apis Cor в Дубае

Стройка с вау-эффектом

К моменту заключения контракта с Apis Cor в Дубае только открылся одноэтажный «Офис будущего» — штаб-квартира Dubai Future Foundation площадью 250 кв. м, панели для которого напечатала на 3D-принтере китайская WinSun. «На этот раз выбрали нас, потому что только наше оборудование способно печатать стены здания целиком и на месте. Другие компании печатают только отдельные части на заводе, а потом везут их на площадку и собирают. Это не производит вау-эффекта — от логистики ведь при такой печати никуда не деться», — поясняет Чен-Юн-Тай.

Расчеты из Москвы
На фото: фасад здания, напечатанного на 3D-принтере Apis Cor в Дубае

Расчеты из Москвы

Принтер в Дубай основатель Apis Cor отправил прямо из России еще до переезда. Проект стартовал в августе 2018-го и закончился в июле 2019-го. За год Чен-Юн-Тай провел в Дубае всего 3-4 месяца: основную часть времени заняла дистанционная подготовка к строительству. Сначала муниципалитет прислал Apis Cor общий архитектурный вид будущего здания и попросил произвести структурные расчеты, учитывающие сейсмостойкость и вертикальные нагрузки. Они были необходимы для того, чтобы определить вид фундамента, а также количество и расположение железобетонных колонн. За расчетами предприниматель обратился к специалистам Московского государственного строительного университета (МГСУ), который консультировал Apis Cor со времен ступинского проекта. Чен-Юн-Тай отправил МГСУ местные строительные коды и требования, а через два месяца получил расчеты: где и сколько в здании должно быть колонн, какого они должны быть размера. «Расчеты нам сделали бесплатно, это хороший проект для пиара», — говорит предприниматель. Проректор НИУ МГСУ Андрей Пустовгар подтвердил, что университет работал с Apis Cor. «Мы также разрабатывали материал для печати, подбирали составы на основе дубайских материалов, осуществляли техническую поддержку при взаимодействии с контролирующими органами в Дубае. Расчеты действительно сделали бесплатно, все остальное — за плату», — говорит Пустовгар. Сумму контракта с Apis Cor проректор не назвал.

Стены из компьютера
На фото: фасад здания, напечатанного на 3D-принтере Apis Cor в Дубае

Стены из компьютера

Чен-Юн-Тай вместе с командой из четырех человек, нанятых для заграничного проекта в Москве, спроектировал стены в программе AutoCad. Затем конвертировал файл в управляющий код для принтера, чтобы тот повторил нарисованную схему бетонными чернилами. Еще несколько месяцев команда адаптировала строительный материал к постоянно меняющейся в Дубае влажности и тестировала процесс заливки. Прежде чем закончить проект, пришлось напечатать и разрушить две тестовые миниатюры (2 на 2 метра) наружных и внутренних углов и закруглений здания. «Для меня это было одним огромным исследованием, потому что никто не делал такое ранее», — признается предприниматель.

Дом из книги Гиннесса
На фото: фасад здания, напечатанного на 3D-принтере Apis Cor в Дубае

Дом из книги Гиннесса

Дом в Дубае стал первой в мире постройкой, напечатанной прямо на месте строительства на 3D-принтере, уверяет Чен-Юн-Тай. За это проект вошел в книгу рекордов Гиннесса (формально рекорд будет зафиксирован по итогам 2019 года — прим. Forbes), сообщил изданию The National представитель муниципалитета. «Это первый двухэтажный дом такого размера, построенный прямо на фундаменте, — соглашается основатель «Спецавиа» Александр Маслов. — Но наш портальный принтер напечатал такой двухэтажный дом в Екатеринбурге еще в 2016 году». Целое здание на 3D-принтере схожей с Apis Cor конструкции сейчас печатает французская компания Constructions-3D, добавляет Василий Киселев из Top 3D Shop.

Американские мечты
На фото: команда Apis Cor на фоне здания, напечатанного на 3D-принтере в Дубае

Американские мечты

Финансовые затраты Apis Cor на строительство дома в Дубае Никита не раскрывает, но признается, что прибыль на проекте получить не удалось. Зато к компании пришли новые заказчики – американские некоммерческие организации по развитию фонда доступного жилья Housing Trust Fund of Santa Clara County и Immokalee Fair Housing Alliance, а также киностудия Orwo из Луизианы. Со всеми клиентами предприниматель, по его словам, договорился о печати тестовых домов. В случае если Apis Cor удастся договориться с новыми заказчиками, годовой оборот проекта составит $35 млн, делится планами Чен-Юн-Тай.

Ксения Мельникова

По материалам: “Forbes”

Ранее

Хрустальный футболист

Далее

Как братья-близнецы создали «женский календарь» стоимостью $230 млн

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru