Как Леонид Богуславский заработал $1,2 млрд за полгода
С мая венчурный инвестор Леонид Богуславский удвоил свое состояние. Как ему это удалось?
«Это как бильярд, — говорил о своих инвестициях миллиардер Леонид Богуславский в одном из интервью Forbes (он осваивал эту игру в молодости). — Если хочешь научиться хорошо играть, играй на деньги с сильными игроками и проиграй какое-то количество денег». Оплаченные уроки пошли ему на пользу. В мае Forbes оценил состояние Богуславского в $1 млрд (№95 в списке богатейших бизнесменов), спустя полгода оно составило $2,2 млрд.
За счет чего рост? Основатель инвестфонда RTP Global Богуславский вышел с прибылью из нескольких проектов: продал пакет интернет-магазина Ozon за $70 млн и примерно за $100 млн доли в белорусско-американской WorkFusion и индийской Tapzo, а также часть пакета американской Tradeshift. И главное, к концу ноября его пакет 8,2% в американской DataDog, которая 20 сентября провела IPO на NASDAQ, подорожал до $1 млрд, а в целом с начала инвестирования в 2012 году — в 400 раз.
В 2019 году Богуславский провел 17 новых инвестиционных сделок. «Этот успех позволит кратно увеличить инвестиции, расширить присутствие на глобальном рынке и привлечь дополнительные ресурсы. Все средства, полученные от продажи долей в Ozon и WorkFusion, уже проинвестированы, — рассказал Forbes знакомый Богуславского. — Акции DataDog позволяют получить финансирование у банков и существенно нарастить инвестиционные возможности фонда».
В 2001 году Богуславский принял непростое решение уйти в венчурные инвесторы, оставив зону комфорта, который обеспечивала ему должность руководителя направления управленческого консалтинга по СНГ в PricewaterhouseCoopers (PwC). Его годовая зарплата в PwC составляла $600 000, и ему была гарантирована пенсия $120 000 в год по достижении 60 лет. Первые инвестиции Богуславский делал, еще работая в PwC, имея на руках $1,5 млн ($500 000 заемных средств и $1 млн собственных). В 2000 году вместе с тремя инвестфондами он создал ru-Net Holdings.
Через шесть лет акционеры разошлись, Богуславский основал собственную фирму ru-Net, а в 2011 году создал американский фонд RTP Ventures объемом $100 млн. Новый фонд вышел на глобальный рынок, проводя по 10–15 сделок в год в Европе, США, Индии и Юго-Восточной Азии. Вложился в российские «Яндекс» и Ozon, американские RingCentral, Epam и DataDog, в немецкую Delivery Hero. С 2011 по 2014 год Богуславский несколькими траншами продал весь пакет «Яндекса», заработав, как он говорил в ноябре на форуме Hi-Tech Nation в Минске, «$800 на каждый вложенный доллар». Всего российский поисковик принес ему около $450 млн. Выступая на минском форуме, Богуславский признался, что суммарно на всех венчурных проектах потерял примерно $150 млн. «Когда случаются неудачи, у меня есть психологическая уверенность: я могу все потерять и все равно поднимусь», — сказал он.
Управляющий партнер фонда iTech Capital Глеб Давидюк философски замечает, что «инвесторы всегда учатся на неудачах и, к сожалению, на своих». Богуславский называет свои неудачи «оплаченными уроками». В Индии понравившийся российскому инвестору местный партнер, как оказалось, только генерировал идеи, а компаниями занимались наемные менеджеры. Хорошо заработать удалось лишь на одной его компании, которую возглавлял сам партнер, а в трех инвестиции пришлось списать. Первую неудачу Богуславский пережил еще в конце 1990-х годов, он вложился тогда в разработку основателя ABBYY Давида Яна — коммуникационное устройство Cybiko. Ян не обсуждал с Богуславским этот проект после его провала, но, по его оценке, у Богуславского «поразительная способность смотреть в корень и видеть то, чего не видят другие».
В послужном списке RTP уже пять звездных компаний, в них Леонид Богуславский инвестировал на ранней стадии, а после IPO они стали многомиллиардными. Это российский «Яндекс», американские RingCentral, Epam и DataDog и немецкая Delivery Hero.
Александр Левинский
По материалам: “Forbes”