Пока Госдума готовится к рассмотрению во втором и третьем чтениях законопроекта о переселении жителей аварийных домов, в обществе продолжают бурно обсуждать острую проблему
Всего в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» в стране предстоит расселить из аварийного жилья более полумиллиона человек. Такой результат кажется очень оптимистичным.
Председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко так прокомментировал данную ситуацию:
— Проблема старая. Меры, которые принимаются, ждут своего результата. По моим оценкам, для решения этой задачи нам понадобится не меньше десяти лет. Дело в том, что реальную картину состояния жилого фонда мы начали видеть не так давно. Существовавшая система оценки и учета аварийного жилья давала сбои, поскольку регионы были не заинтересованы показывать реальные цифры.
Законопроект принят только в первом чтении. На вопрос же корреспондентов «МН», когда могут состояться второе и третье (окончательное) чтения, мы так и не получили внятного ответа в здании на Моховой. Некоторые эксперты не исключают, что это может случиться уже в весеннюю сессию.
Тем временем страна полнится всякими слухами, главный из которых, несмотря на прозвучавшее из Минстроя опровержение, продолжает муссироваться в обществе. Речь идет о том, что, якобы, ремонт ветхих домов жильцы оплатят из своего кармана. И хотя эта информация, повторяем, не подтвердилась, остается много других спорных моментов. Многие, например, не согласны переезжать в те квартиры, которые им предлагают взамен ветхого жилья, в связи с уменьшением квадратных метров.
Глава наблюдательного совета Фонда содействия реформирования ЖКХ Сергей Степашин так прокомментировал ситуацию:
— Критерии разработал Минстрой примерно пять-шесть лет назад. Они по-прежнему действуют, это целый перечень, в котором порядка 20 позиций. Сейчас речь ведется о том, чтобы их уточнить. Причем вопрос не в том, какие дома аварийные, а какие — нет, это ясно и так. Речь идет о том, чтобы уточнить критерии ветхого жилья. Вызывают недовольство граждан и такие поправки: если у человека в собственности находится несколько жилых помещений в аварийном фонде, субсидия на переселение будет выделена только на одно. Кроме того, по закону, если у людей нет другого жилья, им после выплаты компенсации должны помочь купить новые метры через льготную ипотеку, субсидии, рассрочку и другие формы.
Но это не должно касаться тех, кто, по мнению Степашина, приобрел жилье в качестве инвестиций после признания его аварийным. Например, когда покупают квартиру по дешевке, а потом пытаются получить новое жилье.
Именно по этой причине нужны четкие представления о том, какое жилье называть предаварийным. Если никакой ремонт не поможет восстановить дом, то не следует тратить на это средства, а нужно просто перевести это жилье в категорию аварийного. Позиция господина Степашина, некогда возглавлявшего Счетную палату РФ, вступает в противоречие с тем, что заявила на днях заместитель главы Минстроя Татьяна Костырева. Она считает, что регионы должны сами устанавливать дополнительные гарантии для собственников, у которых нет иного помещения для проживания, кроме как аварийный дом. Помимо льготной ипотеки, могут быть представлены субсидии в качестве мер поддержки таких граждан. Минстрой предлагает ремонтировать ветхое жилье со степенью износа более 70 процентов до тех пор, пока оно не получит статус аварийного. По некоторым оценкам, в таком статусе на сегодняшний день нуждается жилье, в котором проживает примерно 1 млн человек. Хотя еще летом называлась цифра в 560 тысяч. То ли жилье так быстро изнашивается, то ли растут аппетиты региональных чиновников, которые очень хотят погреть руки на этой программе.
Если в Москве это еще решаемая ситуация, то в регионах особенно остро реагируют на условия расселения из аварийного жилья. Депутат Законодательного собрания Иркутской области Антон Романов считает несправедливым переселение иркутян из аварийных домов на окраины города.
— Ко мне обратились жители нескольких домов по улицам Мухиной, Захарова и других, из которых людей планируется расселять, — говорит Романов. — Их квартиры предлагают выкупить по цене 40 тысяч рублей за один квадратный метр, тогда как в этом районе стоимость квадратного метра в новостройке варьируется от 80 до 100 тысяч рублей. Это значит, приобрести себе жилье люди смогут только в отдаленных от привычного им места районах.
Одинокой маме троих детей Наталье Ш. власти города Зеленодольска (Республика Татарстан) предложили 542 282,4 рубля при рыночной стоимости этой квартиры площадью 49,2 кв. м. — 1,248 млн рублей. Именно в такую залоговую стоимость ее оценил банк, выдавая женщине ипотеку в августе 2012 года. Это при том, что по документам аварийным дом признали еще в 2009 году.
Председатель комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Козлов сообщил, что положение законопроекта помешает сносить дома ради передачи земли под исключительно коммерческую застройку. Для этого закрепляется принцип целевого использования земли — только под жилищную застройку или под строительство социальной инфраструктуры, что станет дополнительной защитой для жителей, подчеркнул он.
В общем, от законопроекта ждут много полезного, но не так скоро, как хотелось бы. Тем временем количество аварийного жилья продолжает расти.
Кстати
10 регионов, не приступивших к расселению аварийного жилья
В ходе заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам премьер-министр Дмитрий Медведев назвал десять субъектов, где реализация программы расселения даже не начиналась. В их числе: Республика Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Кабардино-Балкария, Забайкальский и Ставропольский края, Тамбовская, Тверская и Еврейская автономная области.
Андрей Князев
“Новый вторник”