Роспатент непроницаем для критики

Роспатент опять критикуют в СМИ, причем, судя по всему, по делу. На этот раз за показательную непринципиальность в вопросе формирования цен на свои же собственные услуги

Суть в том, что Роспатент оказывает физическим и юридическим лицам широкий спектр платных услуг, в том числе и услугу по поиску в своей базе данных ранее поданных заявок на регистрацию товарного знака, а также уже зарегистрированных знаков. Услуга эта интересна, прежде всего тем, что позволяет при подаче новых заявок избежать конфликтов с ранее поданными заявками и уже зарегистрированными  товарными знаками, а значит, сводит к минимуму вероятность последующего отказа со стороны ведомства.

Проверки проводятся по базе данных Федерального института промышленной собственности (работает под контролем Роспатента). Логично, что количество заявок на регистрацию знаков в ней в несколько раз меньше, чем записей об уже зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности. Однако, по парадоксальной логике Роспатента, именно поиск по заявкам оказался в пять раз дороже поиска по зарегистрированным знакам (60 рублей против 300).

Казалось бы, непринципиальная мелочь, но на самом деле эта небольшая с виду деталь демонстрирует общую неэффективность работы ведомства Григория Ивлиева, в котором на протяжении уже достаточно длительного периода времени существует ситуация при которой по менее трудозатратной процедуре Роспатент получает необоснованно высокую прибыль, а по более сложной работает себе в убыток.

Этот факт тем более удивителен, учитывая, что еще совсем недавно Федеральная служба по интеллектуальной собственности демонстрировала куда большую принципиальность в вопросе организации своей работы, и для того, чтобы доказать свою точку зрения, шла даже на прямые конфликты с министрами и даже председателем правительства. Так было, например, летом 2018 года, когда Роспатент утвердил Руководства по осуществлению административных процедур и действий по предоставлению услуг по государственной регистрации промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков и выдаче соответствующих патентов и их дубликатов. Министерство юстиции тогда справедливо усмотрело в этих документах все признаки нормативности и потребовало надлежащим образом их зарегистрировать. Роспатент с этим категорически не согласился. Спор между Федеральной службой по интеллектуальной собственности, Министерством юстиции и главой правительства шел до тех пор, пока Дмитрий Медведев своим волевым решением не отменил 18 декабря прошлого года спорные Руководства Роспатента.

Имела ли та история какие-либо последствия для Григория Ивлиева? Ровным счетом никаких. С таким же олимпийским спокойствием глава Роспатента встретил и критику увеличения скорости и количества обрабатываемых заявок в ущерб качеству ведомственной экспертизы. Ну и что с того, что бизнес стал нести повышенные расходы? Ну и что, что в Палате по патентным спорам с прошлого года резко выросло число разбирательств? Главное, что целевые показатели работы Роспатента улучшились, и к этому событию удалось приурочить масштабную информационную кампанию.

Прямая речь

Андрей Миронов, юрист-международник, специалист в сфере интеллектуальной собственности и медиа :

– Поиски по заявкам и зарегистрированным товарным знакам – это один из инструментов снижения юридических рисков для компаний, выпускающих на рынок новый продукт. Но любые платные услуги, как со стороны патентных поверенных, так и со стороны государственного органа, призванного обеспечивать защиту владельцев объектов интеллектуальной собственности, могут быть просто проигнорированы бизнесом. Когда гонорар за свои услуги берет коммерческая организация – это понятно, но когда тем же самым занимается орган, не меньше, чем бизнес, заинтересованный в итоговом результате – это как минимум нелогично. Тем более, что поиск по заявкам и зарегистрированным знакам на ⅔ выполняет тот, кому он нужен. Критерии, по которым работает с базой данных робот, задает пользователь, а непосредственно Роспатент никаких трудозатрат не несет.

Виктор Пастернак, практикующий специалист по интеллектуальной собственности и коммерческому праву :

– В существующем виде информационный поиск Роспатента не имеет никакого практического смысла, ведь его задачей является выявление возможных противопоставлений, а не получение массива данных без каких-либо оценок. А раз результаты “поисковой выдачи” являются промежуточными и в дальнейшем их должны еще анализировать профессионалы рынка, то ценообразование ФИПС вообще не поддается логическому объяснению.

Сергей Федоров

Ранее

Итоги 2019 года: социальный прорыв и задел на будущее

Далее

Сколько выручают и тратят в российском футболе

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru