Миллиардер Леонид Богуславский рассказал о продаже акций немецкого онлайн-сервиса доставки еды Delivery Hero — второго по величине актива своего фонда RTP Global
На сделках, которые состоялись в ходе и после IPO стартапа в 2017 году, Богуславский заработал, по оценке Forbes, $260 млн. Сейчас стоимость этого актива составила бы $650 млн.
О том, что RTP Global вышел из сервиса по доставке еды Delivery Hero, миллиардер Леонид Богуславский рассказал в четверг, 13 февраля, в Московской школе управления «Сколково» в ходе дебатов на тему «Государственный или частный инвестор: кто быстрее вырастит единорога» с главой «Роснано» Анатолием Чубайсом.
Отвечая на вопрос, какими инвестициями он гордится, Богуславский рассказал, что в его фонде есть несколько компаний «с уникальными траекториями». «Если говорить конкретно, то есть такая компания со штаб-квартирой в Берлине — Delivery Hero, которая работает на сегодняшний день более чем в 40 странах мира, капитализация которой сегодня €16 млрд. Я был одним из первых ее инвесторов. И это компания, которая несколько раз, казалось, что все… у кого-то руки опускались, но нам удавалось находить решение и в первую очередь привлекать деньги», — рассказал Богуславский.
Delivery Hero «в некоторых случаях блефовала»: компания шла на сделку, покупала конкурента в другой стране, не имея денег для того, чтобы закрыть ее, рассказал Богуславский. «И неимоверными усилиями за несколько дней до закрытия сделки мы как-то находили деньги. Мы все помним эту историю. Это важно, потому что когда мы видим большой кризис в компании, то вспоминаем Delivery Hero и говорим — ну ты помнишь, такая же ситуация была в Delivery Hero, мы же выкрутились тогда», — добавил инвестор.
Аппетит к инвестициям
Сегмент фудтеха заинтересовал Леонида Богуславского в 2011 году. Тогда он инвестировал через фонд ru-Net (прежнее название RTP Global) в сервис по доставке еды Lieferheld и одновременно создал Real Group Pizza (RGP) с целью вложений в компании по доставке еды в разных странах, писала газета «Ведомости». Вместе с ru-Net в раунде привлечения инвестиций в Lieferheld и RGP в 2011 году участвовали немецкие фонды Team Europe и Point Nine Capital, а также фонд Kite Ventures Эдуарда Шендеровича; общий объем сделки тогда составил €8 млн, по данным портала Crunchbase.
«Наша первая инвестиция тогда, в 2011 году, составила €7 млн в Lieferheld и RGP по суммарной оценке двух компаний в €40 млн», — цитировали Богуславского «Ведомости». Потом, по словам Богуславского, Lieferheld и RGP были объединены в Delivery Hero. Всего его фонд вложил в Delivery Hero около €20 млн. По данным Crunchbase, в 2013 году RTP Global принимал участие в раунде финансирования на $30 млн вместе с семью другими фондами. Всего же Delivery Hero привлекла $5,1 млрд инвестиций в 16 сделках, по данным Crunchbase. Среди инвесторов Delivery Hero такие фонды, как Insight Venture Partners, Luxor Capital Group, Tengelmann Ventures, Vostok Nafta и Phenomen Ventures.
Сейчас компания работает в ряде стран Европы, Латинской Америки и Азии. За время своей работы сервис купил 24 компании.
В 2017 году Delivery Hero провел успешное IPO на Франкфуртской фондовой бирже: инвесторы оценили акции компании по верхней границе ценового диапазона — €25,5 за акцию, а всю компанию — в €4,4 млрд. За первый день котировки компании выросли на 8,6%. В ходе первичного размещения структуры фонда ru-Net продали около 2 млн акций, рассказывал Богуславский. Исходя из цены размещения бизнесмен мог заработать тогда около €50 млн. После IPO Богуславский рассказывал, что у ru-Net оставалась миноритарная доля в Delivery Hero, которую RTP Global продавал постепенно, уточнил в четверг Богуславский: «Нам нужна была ликвидность на новые инвестиции, и мы вышли». По расчетам Forbes, на продаже акций компании RTP Global заработал $260 млн. Сам Богуславский отказался отвечать на вопросы Forbes относительно сделки с Delivery Hero.
Сейчас акции Delivery Hero торгуются по цене около €80 за штуку. При такой цене пакет, которым владел Богуславский накануне IPO, мог бы стоить примерно $650 млн.
Еще один российский бизнесмен, который владел акциями Delivery Hero, — Гаврил Юшваев: перед IPO, согласно проспекту, он контролировал 6% компании. В ходе размещения Юшваев продал 1,35 млн акций (1,5%) на €35,43 млн. По данным компании на 14 ноября 2019 года, 22% Delivery Hero владеет холдинг Naspers Group, 11% — Baillie Gifford Group, 8% — Insight Group, 5%- Luxor Group, а около 54% акций торгуются на бирже.
На выход без спешки
«Практически из всех [своих] пяти публичных единорогов мы в результате вышли раньше, чем надо было», — признался в ходе дебатов Леонид Богуславский. Он добавил, что в некоторых случаях это было «поразительно». «Получалось так, что компания сделала IPO, мы год сидим, полтора сидим в компании, потом начинаем выходить, потому что нам нужно делать новые инвестиции. И когда мы выходим, через некоторое время компания улетает просто через потолок по своей оценке. И мы думаем: черт, можно было ничего не делать, только оставить эту долю, и мы бы заработали больше, чем [в результате того, что] мы сейчас делаем новые инвестиции», — отметил он.
Богуславский добавил, что сейчас фонд уже учел прошлый опыт: «когда DataDog вышла на IPO, мы не продали ни одной акции».
Он добавил, что в последнюю неделю котировки компании DataDog на NADSAQ выросли настолько, что доходность инвестиции фонда составила 500х. Облачная платформа DataDog, которая занимается мониторингом и визуализацией информации корпоративных баз данных, провела IPO в сентябре 2019 года. Фонд Богуславского RTP Ventures вложил в нее $11 млн, а спустя несколько дней после IPO DataDog доля фонда подорожала до $800 млн.
Ирина Юзбекова
По материалам: “Forbes”