Коронавирусу не пережить карантин российской инфекционки
Тревожные сообщения о продолжающейся эпидемии коронавируса распространяются в СМИ уже не первую неделю. Число стран, в которых были зарегистрированы случаи заражения, растет. Не сегодня-завтра эпидемия может охватить и Россию. Сложившаяся ситуация подталкивает многих граждан к тому, чтобы провериться, не заразились ли они опасной инфекцией. Но, как показывает практика, сделать это не всегда просто. Условия карантина, в который отправляются потенциальные носители заразы, тоже вызывают удивление.
Проверка на коронавирус, даже в столице, оказалась не самой простой задачей. Частные медицинские учреждения эти анализы не берут, а в государственных больницах основное внимание уделяется не паникерам, которые находились в пределах страны и едва ли контактировали с источниками инфекции, а тем, кто недавно вернулся из опасных регионов или находился в контакте с гражданами КНР.
Больничный квест
Одним из тех, кто захотел убедиться, что его здоровью не угрожает опасность, стал журналист Евгений Берг, который поделился своей историей в социальной сети Facebook. Он сообщил, что вернулся из поездки в Иран, и на всякий случай решил провериться на коронавирус, так как в этой стране были зафиксированы случаи заражения. Берг позвонил в несколько частных лабораторий, везде получив отказ, и решил обратиться на горячую линию департамента здравоохранения. Но и там его ждала неудача: трубку никто не взял. В пресс-службе департамента Бергу порекомендовали обратиться в Роспотребнадзор, который занимается проблемами, связанными с коронавирусом. В ведомстве, в свою очередь, заявили, что направление на тест можно получить только через врача и при наличии симптомов.
Как отмечает издание «Коммерсантъ», его сотрудники решили проверить, действительно ли так сложно провериться на коронавирус, и позвонили в справочную инфекционной клинической больницы №1. На вопрос об анализах там ответили, что для этого нужно поступить по скорой и лечь в больницу – тогда при необходимости у пациента возьмут анализы и проведут проверку. При звонке в приемное отделение этой же больницы у представителя издания поинтересовались, выезжал ли он куда-нибудь, и, получив отрицательный ответ, сообщили, что мазки на коронавирус от невыезжавших не принимаются, а при наличии симптомов простуды следует обращаться в поликлинику по месту жительства.
При наличии веских оснований
Как объяснила врач-терапевт и иммунолог Ирина Ярцева, повальная проверка граждан на коронавирус была бы неэффективным мероприятием. Средства выделяются на диагностику действительных случаев, и прерогатива решать, имеются ли подозрения на инфекцию, принадлежит врачу. Поэтому просто по желанию такие анализы делать не будут – для этого нужно вернуться из Китая, Ирана или Италии либо контактировать с людьми, прибывшими из этих стран. Если подозрения на заражение все-таки не отпускают, можно обратиться к терапевту, и, если он выпишет направление, анализ будет проведен. Впрочем, у врачей сейчас особенно много работы. Это и сезонные заболевания, и, разумеется, коронавирус. На территории некоторых поликлиник имеются общежития, где живут китайцы, либо гостиницы с китайскими туристами, медикам приходится осматривать иностранцев буквально сотнями.
Под пристальное наблюдение врачей попадают не только китайцы, но и люди, вернувшиеся из-за рубежа. С 11 февраля из аэропортов передаются списки на участки в поликлиниках, и медики ведут обход, обзвон и осмотр пациентов. Мазки на коронавирус берутся два раза – сразу по прибытии и через десять дней. В течение этого периода человек должен оставаться дома на карантине. Если его поймает на улице полиция, он отправится в инфекционную больницу и потеряет еще две недели.
Ожидание и реальность
Если говорить о карантине, здесь тоже далеко не все однозначно. Прибывшие в Москву граждане КНР или россияне, у которых имеются признаки ОРВИ, направляются в инфекционную больницу на карантин, только, по утверждению пациентов, условия в медучреждениях – в частности, в ИКБ №1 – не соответствуют правилам карантинного содержания.
Жительница Москвы Александра вернулась из Китая 8 февраля. 19 февраля она заболела и, будучи в курсе эпидемии коронавируса и опасаясь возможного заражения, вызвала врача, предупредив, что прилетела из страны-очага инфекции. Врач явился к пациентке в специальном костюме и респираторе, и ее отправили в инфекционную больницу №1. Изначально девушка представляла, что окажется в больнице, напоминающей локации голливудских фильмов об эпидемиях. Она ожидала увидеть белые коридоры с ярким цветом, врачей в спецкостюмах, стерильные палаты. Однако, в реальности все оказалось совсем иначе. Вместо «голливудской» картинки в инфекционном боксе она столкнулась с обстановкой советской больницы. Некоторое время пациентка оставалась в холодной палате одна, но в этот же день к ней подселили еще двух девушек. Одна из них попала в инфекционку прямиком из аэропорта Шереметьево, вторая прилетела из Китая накануне. Александра поинтересовалась у врачей, почему пациентов не изолируют друг от друга, ведь это чревато заражением, но ответа не последовало. На следующий день всех вновь прибывших перевели в 13-е отделение, и оказалось, что о какой-либо изоляции потенциальных больных речи вообще не идет. Девушка отметила, что там сделан хороший ремонт, но в комнатах живут по шесть человек, пациенты свободно перемещаются по отделению, ванная – одна на 65 человек. Курилку устроили в туалете, и никто за этим не следил.
Не больна
На вопросы девушки о том, почему не выполняются элементарные нормы, предписанные карантином, ей отвечали, что она не больна. На резонное замечание о том, что же она, в таком случае, делает в больнице, сотрудники ссылались на постановление главного санитарного врача, которое, по словам медиков, можно было найти в интернете. Через несколько дней пациентке удалось добиться того, чтобы ей показали данный документ. Он был составлен явно второпях, с грамматическими ошибками.
Александра отметила, что еще тяжелее пришлось китайцам, которым вообще ничего не объяснили, а они не могли понять, что происходит, так как не знали русского языка. Они не понимали, почему находятся в карантине, не глядя, подписывали согласия на медицинские процедуры.
Девушка делилась своими впечатлениями о больнице и карантине в соцсетях, вскоре на них обратили внимание СМИ. Только после этого ситуация начала меняться: в отделение пришла комиссия во главе с главврачом медучреждения, персонал начал использовать респираторы, в ванной комнате появился душ, в палатах стали тщательно убирать, а грубость со стороны медсестер прекратилась. Тем не менее, условия все равно не приблизились к карантинным.
Карантин не для галочки
Издание BFM привело комментарий вирусолога Юрия Васильева, который рассказал о том, какие меры должны приниматься при карантине. По его словам, необходимо ввести пропускной режим, в отделениях не должно быть посторонних людей. Палаты надлежит подвергать санобработке. Персонал должен использовать защитную одежду и приспособления: халаты, маски, респираторы, перчатки. Важнейшим элементом борьбы с распространением вируса является скрининг – массовое измерение температуры, выявление заболевших, сбор проб на анализы, подтверждение или исключение заражения.
Кстати, по данным Life, помимо инфекционных больниц, граждан КНР, прибывающих в Россию, отправляют в реабилитационный центр для инвалидов «Царицыно». В минувшую пятницу его персонал отказался принимать очередную группу иностранцев ввиду отсутствия мест. В связи с этим гражданам Китая грозит депортация. Также отмечается, что полиция проводит рейды для выявления китайцев, прибывших в Россию в последние две недели. Как выяснилось, ошибку допустили сотрудники «Шереметьево», которые не проверили пассажиров двух рейсов из КНР.
Антон Надточеев
По материалам: “Наша Версия”