Объективность не должна быть избирательной.
В Приморье после охоты был застрелен депутат думы города Находки Дмитрий Аркушенко и его товарищ. По сообщению следственного управления краевого СК, трагедия произошла 11 января в селе Скворцово Анучинского района Приморского края в ходе «ссоры между охотниками». Все участники конфликта – охотники. Как передало РИА «Новости», по словам коллеги убитого депутата – председателя Находкинской думы, Дмитрий Аркушенко сделал замечание охотникам после того, как они на веревке протащили через всю деревню тушу добытого кабана, оставив на дороге кровавый след. После этого разгорелся конфликт, в ходе которого один из охотников выстрелил в Аркушенко и его товарища. Оба мужчины 44 и 42 лет скончались. Подозреваемый в убийстве 55-летний житель Анучино задержан и заключен под стражу. Ему грозит до 20 лет тюрьмы.
Как заявила представитель краевого следственного комитета СК Аврора Римская, у подозреваемого в убийстве было разрешение на охоту. В то же время, по сообщению РИАН, руководитель краевого департамента охотнадзора Владимир Васильев поручил своим сотрудникам выяснить, законно или нет велась охота.
«К сожалению, на месте не было нашей рабочей группы, поэтому утверждать, законно или нет велась охота, сложно. Я поручил сотрудникам департамента разобраться в ситуации», – сказал Васильев.
Противоречие? Вовсе нет. Ведь даже имея в наличии все необходимые документы, сама охота может производиться незаконными способами, что тоже является браконьерством.
Самым громким случаем охоты незаконным способом последних лет с участием вип-персон является трагедия на Алтае. 9 января 2009 года (тоже, кстати, во время новогодних каникул) при браконьерской охоте на краснокнижных горных баранов с вертолета, «вертушка» задела за скалу и разбилась. На борту вместе с экипажем находилось 11 человек. В результате авиакатастрофы семеро погибли, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин.
На месте катастрофы были найдены застреленные животные, то есть факты браконьерства были налицо. Лицензии же на отстрел баранов отказались липовыми. Но лишь под большим давлением общественности следственный комитет возбудил уголовное дело о незаконной охоте, обвинения были предъявлены трем из четырех выживших, в том числе и бывшему заместителю правительства Республики Алтай, крупному бизнесмену Анатолию Банных. Его, кстати, алтайские журналисты назвали организатором этой и многих предыдущих браконьерских вип-охот, но сам Банных говорил, что инициатором той роковой охоты был полпред президента в Госдуме Александр Косопкин.
Но следствие так и не признало погибшего Косопкина участником браконьерской охоты. Никаких заявлений по этому поводу не сделал ни Кремль, ни Госдума, несмотря на настоятельные требования общественности дать этому случаю принципиальную оценку.
Что же касается Банных и двух других браконьеров с вертолета, то дело о браконьерстве в итоге хоть и дошло до суда в 2011 году, но судья вынес оправдательный приговор.
Но даже сам факт того, что высокопоставленные браконьеры предстали перед судом – это уже что-то из ряда вон выходящее. Обычно все спускается на тормозах. Как, например, в марте того же 2009 года в Якутии в браконьерском отстреле снежных баранов были заподозрены тогдашние депутат Госдумы, секретарь якутского отделения «Единой России» Михаил Эверстов и заместитель полпреда президента РФ в Центральном федеральном округе, члена наблюдательного совета АК «АЛРОСА» Сергей Самойлов. Природоохранный прокурор Якутии Петр Александров призвал «не делать скоропалительных выводов» и пообещал провести проверку. Проверка закончилась ничем – уголовного дела против высокопоставленных браконьеров возбуждено не было.
Еще одни крупный браконьерский скандал с участием высокопоставленных чиновников разразился летом 2009 года. 4 июля в Кавказском биосферном заповеднике были задержаны премьер-министр Республики Адыгея Мурат Кумпилов, его брат, замминистра финансов Адыгеи Тембот Кумпилов и еще 11 человек – жителей Адыгеи. Милиция нашла у них два охотничьих карабина с патронами (остальное оружие, по словам егерей, было спрятано). По мнению местных охотников, целью поездки «делегации» из Адыгеи была незаконная охота на медведя или оленя, которую сорвали охранники заповедника. И хотя нахождение с заряженным оружием в заповеднике законом приравнивается к браконьерству, ОВД Хостинского района Сочи не стал возбуждать уголовное дело.
А бывает и наоборот – уголовные дела возбуждаются против егерей, поймавших высокопоставленных чиновников на браконьерстве. Как это случилось с охотоведом Дмитровского района Московской области Александром Довыденко, которого накануне 2014 года суд приговорил к трем годам условно за превышение служебных полномочий. Вся его «вина» заключалась в том, что он в феврале 2010 года при задержании группы браконьеров, на снегоходах вывозивших из леса туши двух убитых лосей, сделал несколько предупредительных выстрелов в воздух. Один снегоход с лосем остановился, другой нет. Однако чиновники сумели «убедить» следствие в том, что егерь стрелял в снегоходчика, который просто катался, случайно нашел мертвого лося, загрузил его в сани и повез сдавать властям. А охотовед стрелял в ни в чем неповинного человека, и даже ранил его. И, самое интересное, суд с этими доводами согласился.
На самом деле, как неоднократно рассказывал Довыденко и другие свидетели, водитель снегохода был в стельку пьян и, не справившись с управлением, врезался в столб, повредив при этом руку. Эту травму потом следователи выдали за огнестрельную, хотя ни одна независимая экспертиза не нашла в ране признаков огнестрела. Охотоведу, кстати, чиновники сначала предлагали «договориться по-хорошему», но когда принципиальный защитник природы послал их куда подальше, они пообещали посадить его самого. И свое обещание, получается, выполнили.
Практически такой же случай и в то же время случился и в Зарайском районе Подмосковья. В итоге охотовед Григорьев, задержавший вип-браконьеров, в одночасье стал подозреваемым, и в итоге тоже получил три года условно и тоже за превышение полномочий.
Похоже, что охота с участием трагически погибшего депутата Дмитрия Аркушенко стала одной из немногих, в котором высокопоставленный человек сам стал жертвой обстоятельств.
Заместитель начальника предприятия «Находка-Водоканал» Дмитрий Аркушенко был избран в городскую думу в марте 2012 года, являлся членом фракции «Единой России».
Секретарь генсовета партии «Единая Россия» Сергей Неверов сообщил в понедельник журналистам о том, что руководство партии попросило губернатора Приморского края взять дело об убийстве Аркушенко под личный контроль.
«У нас сегодня состоялся разговор с губернатором Приморского края. Попросили Владимира Миклушевского уделить особое внимание и взять под личный контроль расследование этого преступления. Считаем, что следствие должно быть проведено максимально объективно. Если факты, которые появились в СМИ, подтвердятся, виновные в гибели Дмитрия Аркушенко должны быть наказаны по всей строгости закона», – заявил Неверов.
Гибель человека – это всегда трагедия, независимо от того, был он высокопоставленным чиновником или простым человеком. Мы ни в коем случае не утверждаем и даже не намекаем, что драма на охоте, случившаяся в Приморье, так или иначе связана с браконьерством. Это всего лишь напоминание о том, что в расследовании дел, связанных с охотой, в которой участвовали высокопоставленные чиновники, именно объективности, к которой призывают депутаты Госдумы, у нас почему-то и не хватает. Катастрофически.
Геннадий ШАЛАЕВ