Глава Росрыболовства отправлен в отставку.
Глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний отправлен в отставку. Об этом сообщил 16 января вице-премьер Аркадий Дворкович после заседания правительства.
«Будет другой, но фамилии я не могу назвать до выхода этого решения», – сказал Дворкович на брифинге журналистам, добавив, что документ, согласно которому будет назначен новый руководитель Росрыболовства, находится на подписи у председателя правительства.
В тот же день другой вице-премьер Дмитрий Козак сообщил журналистам, что на заседании правительства было принято решение о совмещении должностей руководителя Росрыболовства и заместителя министра сельского хозяйства. Но кто займет эту должность, вице-премьер не сказал.
Однако в СМИ появилась информация, что наиболее вероятным кандидатом на совмещенную должность считается замминистра сельского хозяйства Илья Шестаков.
Кстати, идея совмещения этих двух должностей уже обсуждалась с весны 2012 года, когда Росрыболовство, до этого находившееся в прямом подчинении правительству, было переведено в структуру Минсельхоза. Чуть позже в положении о Минсельхозе появились изменения, предусматривающие, что глава Росрыболовства станет одним из семи заместителей министра. Летом того же года министр сельского хозяйства Николай Федоров в качестве своего зама внес на рассмотрение правительства кандидатуру Крайнего. Но затем в положение о министерстве были вновь внесены изменения, не предусматривающие совмещение этих должностей, и Андрей Крайний, как и прежде, остался только руководителем Федерального агентства.
Крайний был назначен главой ведомства в мае 2007 года распоряжением Владимира Путина, затем несколько раз переназначался. В последние годы слухи о его отставке появлялись с настораживающей регулярностью. Впрочем, как и коррупционные скандалы, постоянно происходившие в структуре Росрыболовства. И после очередного скандала эксперты говорили о том, что Крайний может лишиться своей должности. Однако несмотря на все прогнозы, главному рыбаку страны удавалось выходить сухим из воды. Более того, в большинстве случаев он умел повернуть дело таким образом, что получалось, что это именно он и вывел на чистую воду нечистых на руку работников ведомства.
Как бывший журналист, Крайний понимал и понимает всю важность контактов с прессой, поэтому легко соглашался на интервью и комментарии по тому или иному поводу. Не обращая внимания на то, что бывшие коллеги по журналистскому цеху на все лады эксплуатировали его редкую и благодатную для двусмысленных заголовков фамилию: «Кто Крайний», «Сделали Крайним» и другие вариации на тему (мы тоже не смогли удержаться от этого соблазна). Даже за несколько часов до своей отставки он прокомментировал текущие события корреспонденту «Известий», сообщив о возможном грядущем совмещении двух должностей, о которых позже сообщил Козак, и сказав, что это делается для более оперативного принятия решений. И добавил, что изменения не связаны с персоналии, правда, обсуждать эти самые персоналии отказался.
Отставка главы Росрыболовства случилась на фоне скандалов с двумя российскими траулерами: «Олег Найденов» был задержан в Сенегале по подозрению в браконьерском лове рыбы, «Новоазовск» – в Норвегии, за нарушение правил рыбной ловли. 16 января, в день известия об отставке Крайнего, информационные агентства сообщили о том, что «Новоазовск» отпущен под залог.
Но эти истории – в смысле причастности к ним Росрыболовства – и скандалами-то назвать сложно, поскольку ведомство к ним не имеет прямого отношения: с «Олегом Найденовым» что-то «крутят» сенегальцы, а капитан «Новоазовска» признал, что имел место частичный смыв рыбы за борт, что запрещено норвежскими законами.
Чего совершенно нельзя сказать про коррупционные скандалы, творившиеся под крышей Росрыболовства.
В феврале прошлого года в отношении главы Росрыболовства Андрея Крайнего Следственный комитет возбудил уголовное дело по ст. 292 ч.1 УК (служебный подлог), предусматривающее до двух лет заключения. Следователи заподозрили его в том, что в мае 2001 года он задним числом уволил начальника управления Росрыболовства по Северо-западному округу Сергея Муравьева. Уволил после того, как Муравьев попался на получении взятки в 5 млн рублей за назначение некоего гражданина на должность начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области. Таким образом, уволенного Муравьева могли привлечь лишь по более мягкой статье за мошенничество, предусматривающей до пяти лет лишения свободы, а не за особо крупную взятку, по которой полагается до 10 лет.
Но Крайний сумел доказать, что произошла ошибка, статью в отношении его изменили на «халатность» и прекратили дело за истечением срока давности.
Директор международного института политической экспертизы Евгений Минченко по этому поводу заметил, что увольнение задним числом – обычная практика. «Если мы вспомним целую серию резонансных происшествий с участием сотрудников внутренних дел, то регулярно оказывается, что они неожиданно накануне происшествия уволились по собственному желанию из органов», – сказал он РИА «Новости».
А Муравьева посадили на шесть лет, кстати, именно за взятки, общая сумма которых, в совокупности с другими эпизодами, составила 26 млн рублей.
Не успела еще утихнуть эта история, как разгорелся другой скандал. В феврале того же 2013 года был арестован руководитель Приморского управления Росрыболовства Александр Иванков по обвинению в превышении должностных полномочий. Его заподозрили в превышении в превышении полномочий при распределении квот на добычу краба, а также морских участков для промышленного лова рыбы. Минувшей осенью суд признал итоги крабового аукциона недействительным. Следствие еще не закончено, Иванову изменили меру пресечения на домашний арест, который продлен до 15 февраля этого года.
Зимой 2013 года на круглом столе в Госдуме, собранного по инициативе депутата от «Единой России» и координатора Общенародного фронта Михаила Старшинова избранники народа и «фронтовики» обсудили вопрос о том, как можно как исправить разработанный Росрыболовством законопроект о любительской рыбалке. Как было сказано, в администрации президента разочарованы тем, что в документе так и не было учтено обещание Владимира Путина оставить любительскую рыбалку бесплатной. Ранее этот законопроект вызвал большие волнения в 30-миллионной армии российских рыболовов-любителей, которые даже собирались на митинги протеста и обвиняли Крайнего в том, что введением платы он лишает их любимого увлечения.
В апреле 2010 года был задержан помощник главы Росрыболовства Игорь Бакулин. Его обвинили в покушении на получение взятки в 250 тысяч долларов у владельца нескольких рыболовецких компаний Иварса Грунсбергса за победу на аукционе по распределению квотам на вылов тихоокеанского лосося. Однако в итоге Бакулину вменили более мягкую статью «покушение на мошенничество», и в августе 2011 года суд приговорил его к 3 годам колонии.
Летом 2010 года сотрудники ФСБ задержали начальника отдела Московско-Окского управления Росрыболовства Романа Постникова и его зама Бориса Симонова за взятку в 10 млн рублей за оформление договоров аренды прудов в Подмосковье задним числом фирме «Лючия+». Получив деньги, Постников почувствовал за собой слежку и попытался оторваться от сотрудников ФСБ на своей машине. Поняв, что скрыться не удастся, двигаясь во Варшавскому шоссе, на ходу стал выбрасывать пятитысячные купюры в окно. Гаишники перекрыли движение, преступники были задержаны. Разбросанные деньги сотрудники ФСБ собрали, но не все – недостающий миллион списали на автолюбителей, которые, по их словам, останавливались, чтобы подобрать купюры. Суд признал Постникова и Симонова виновными в покушении на мошенничество и приговорил каждого к трем годам колонии.
Судя по всему, эти и другие многочисленные скандалы внутри и вокруг Росрыболовства достигли некой критической отметки и, в итоге, привели к отставке Андрея Крайнего.
Геннадий ШАЛАЕВ