Нелегальный техосмотр может закончиться тюрьмой
С 27 июля работа операторов ТО без аккредитации отнесена к незаконному предпринимательству и карается крупным штрафом либо арестом на полгода. Эксперты тем не менее сомневаются, что эта мера может изменить ситуацию в сфере техосмотра. Почему большинство диагностических карт оформляют без проверки автомобиля, разбирались «Известия».
Поправки в ст. 171 Уголовного кодекса подразумевают ответственность за техосмотр, проведенный компаниями, не аккредитованными в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Теперь, если в результате такого ТО был причинен ущерб гражданам или государству, а также извлечен крупный доход, злоумышленника накажут либо штрафом до 300 тыс. руб., либо арестом до полугода, либо обязательными работами на срок до 480 часов.
Техосмотр с точки зрения УК
— Ущербом гражданам можно считать плату за недобросовестно оказанную услугу, а также, в случае попадания в ДТП, все последующие расходы. Независимо от того, умышленно ли человек приобрел поддельную диагностическую карту или ему оказала «услугу» неаккредитованная СТО, он потратил свои деньги. Это можно расценивать как ущерб. Что касается ущерба государству, то оно теряет возможную прибыль с выдачи аккредитаций и не получает налоги, — пояснил «Известиям» адвокат бюро «Батиров и партнеры» Георгий Батиров. Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Телегин уточнил, что крупным доходом или ущербом считается сумма, превышающая 2 млн 250 тыс. рублей, а особо крупным — 9 млн руб.
— Само по себе появление уголовной ответственности за техосмотр говорит нам, что никакими административными решениями эту проблему до сих пор победить не могут, — считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
Опрошенные «Известиями» юристы рассказали, что ранее действия недобросовестных операторов техосмотра попадали под несколько статей УК — «Мошенничество», «Коммерческий подкуп», «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков». Тем не менее это не останавливает злоумышленников, и новые поправки вряд ли серьезно изменят ситуацию, считает большинство экспертов.
Редкие случаи
В РСА отметили, что поправки в Уголовный кодекс должны стать серьезной преградой на пути лжеоператоров техосмотра. В то же время в Союзе вполне здраво считают, что отдельно эта мера навести порядок в сфере техосмотра не позволит. Другое дело, если рассматривать ее в комплексе с реформой техосмотра, изначально намеченной на июнь, но затем из-за пандемии отложенной до марта следующего года.
— Неаккредитованный оператор ТО не имеет доступа к ЕАИС ТО и внести информацию в базу ГИБДД о прохождении автовладельцем техосмотра не сможет, такой техосмотр будет выявлен сразу же при попытке приобрести полис ОСАГО. Поэтому случаи продажи диагностических карт неаккредитованными пунктами ТО редки, если не учитывать случаи мошенничества, когда такой оператор, например, незаконно получил доступ к личному кабинету аккредитованного оператора ТО, — рассказали в пресс-службе РСА. В Российском союзе автостраховщиков признают: операторы ТО достаточно часто обращаются в полицию из-за взлома их сайтов с целью вброса в ЕАИС ТО фальшивых диагностических карт.
Кто и как борется с мошенниками
В РСА также отметили, что сотрудничают с IT- компаниями, которые занимаются борьбой с кибермошенничеством и выявляют в интернете объявления о продаже диагностических карт. На сайте Союза операторам советуют самостоятельно мониторить базу ЕАИС ТО, чаще менять пароли, пользоваться антивирусами и удалять старые учетные записи.
Кроме того, за прошлый год сотрудники РСА провели в отношении операторов технического осмотра более 2 тыс. документарных и около 500 выездных проверок. По результатам было принято почти 600 решений о приостановке аккредитации. Причины — отсутствие пункта ТО и необходимых средств диагностики, а также оформление диагностической карты без фактического проведения технического осмотра.
Проверка новых кандидатов в операторы ТО сейчас может занимать продолжительное время, рассказывают игроки рынка.
— Утверждение, что получить аккредитацию у РСА легко, субъективно. Операторы технического осмотра, которые пытаются собственными силами, без привлечения внешних специалистов получить аккредитацию с третьей, а порой и пятой попытки, являются тому подтверждением. РСА проводит не только проверку документов, но также запрашивает фото и видеоматериалы, подтверждающие работоспособность средств технического диагностирования, соответствие параметров и характеристик сооружения пункта технического осмотра требованиям аккредитации, фактическое размещение диагностической линии внутри сооружения. Если предоставленные документы и материалы у РСА вызывают сомнения, заявителю назначается выездная проверка, — рассказал «Известиям» председатель правления Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов.
С торговлей «серыми» диагностическими картами борются даже профессиональные объединения операторов техосмотра — по этим фактам написана не одна жалоба в прокуратуру. В то же время большинство сервисов всё равно предпочитает оформлять карты без осмотра автомобиля.
— Более 80% российских автомобилистов покупают диагностические карты одновременно с полисом ОСАГО, что говорит о том, что практика продажи карт без осмотра достаточно распространена, — отметил руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.
Вопрос прибыли
Не только отсутствие серьезного контроля побуждает операторов идти на нарушения. Им просто невыгодно делать ТО по-настоящему — проще оформить диагностическую карту без осмотра. Дело в том, что закон устанавливает предельные цены для каждого региона — к примеру, 720 руб. для Москвы, 881 руб. для Санкт-Петербурга, 304 руб. для Дагестана, 700 руб. для Мурманской области.
— Еще пять лет назад мы с Федеральной службой по тарифам делали расчет себестоимости реального техосмотра с учетом оборудования и помещения. Тогда себестоимость получаса работы с автомобилем равнялась 850–900 руб. по всей России. При рентабельности в 10% мы выходили на 950–1000 руб. В Санкт-Петербурге мы выходили на 1200, а в Москве на 1300–1500 руб. Спустя пять лет, с учетом инфляции, мы можем выйти на 1000–1100 руб. по России, 1300–1400 руб. в Санкт-Петербурге и 1500 руб. в Москве. При реальной загрузке 10 000 осмотров в год это окупается и дает результат: сохранение жизней, сокращение убытков государства, налоги в казну, — рассказал «Известиям» президент Союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств «ТехЭксперт» Сергей Зайцев. Он считает, что в целях борьбы с мошенничеством нужно ограничивать не максимальную цену техосмотра, а минимальную.
Об отмене предельных цен на техосмотр задумались и в ФАС — там предлагают дать право операторам самостоятельно определять размер платы за такую услугу. Предпосылкой для либерализации в ведомстве считают наличие конкуренции.
Техосмотр — экономически выгодный бизнес, но при условии отсутствия конкуренции в виде нелегальной продажи диагностических карт, рассказал «Известиям» Максим Бурдюгов. Он также отметил, что в связи с пандемией операторы ТО оказались в крайне сложной финансовой ситуации.
— Автомобилисты и так неохотно ехали на пункты технического осмотра, покупая диагностические карты через интернет или иными доступными нелегальными способами. После того, как ЦБ РФ были даны рекомендации по отмене обязательного оформления диагностических карт, автовладельцы и вовсе перестали обращаться за услугой техосмотра, — рассказал Бурдюгов. Это привело, по его словам, к множеству случаев аннулирования аттестатов по личной инициативе операторов ТО.
Как накажут автомобилистов?
По закону, в случае отсутствия диагностической карты, без фактического прохождения техосмотра или отсутствия у оператора лицензии на проведение осмотра определенного типа транспортных средств (легковые, грузовики, мотоциклы), страховая компания не вправе отказать в возмещении. Если же автовладелец стал виновником ДТП, не имея диагностической карты, страховщик имеет право предъявить ему регрессное требование в размере возмещения потерпевшему.