«Высшее мастерство дрессировщика – когда обезьяна вам доверяет и любит»

Дрессировщик Росгосцирка Дан Запашный рассказал, почему цирковых животных надо воспитывать, как родных детей

– Насколько известно, прежде Вы хотели дрессировать хищников, но в итоге выбрали себе в подопечные именно шимпанзе. Почему? Сколько лет уже работаете с Мальтой и Боней?

– Я все еще хочу заниматься дрессурой хищников. Мне в целом нравится браться за что-то новое. Но выбор пал на шимпанзе, потому что моя семья и так напрямую ассоциируется с хищниками, и никто никогда из Запашных не работал с обезьянами. Шимпанзе довольно редкое животное, и дрессировщиков, которые занимаются именно с ними, тоже мало, особенно в наше время. С Мальтой и Боней я работаю уже более 13 лет.

Обезьяны попали ко мне из ростовского зоопарка, и рождены они были в неволе. Воспитание начинается так же, как бы вы воспитывали своего ребенка: это кормление, уход и забота. Самый сложный и главный трюк, высшее мастерство – это сделать так, чтобы обезьяна вам доверяла и любила вас. И только благодаря этому потом получается взаимодействовать, обучать трюкам, делать контактные сложные элементы, которые без доверия и взаимоуважения никогда не получится сделать. А так все начинается с простейших вещей: памперсов,  уборки, приготовления каш.

– Ваши обезьяны работают без ошейников и поводков. В чем специфика работы с шимпанзе?

– Я могу себе позволить работать с обезьянами без поводков и ошейников, потому что между мной и обезьянами доверительные отношения, я очень хорошо их понимаю и вижу их настроение. Но любые животные – будь то шимпанзе или тигры –  часто меняют настроение в силу возраста, цикла и женских дней. А у меня две девочки, между прочим.  Эти моменты я тоже учитываю.

Особенность работы с шимпанзе заключается в том, что она подразумевает прямой контакт: животные всегда находятся рядом со мной. Это трехмерное животное, если можно так выразиться. Во-первых, они все-таки дикие. Во-вторых, наукой доказано, что обезьяна значительно сильнее, до восьми раз,  взрослого мужчины: у нее сильная челюсть, крепкие зубы и четыре руки. Они очень верткие, ногами работают как и руками, благодаря хорошей координации. Также им свойственна вспыльчивость. Наконец, с тигром или со львом дрессировщик работает на расстоянии, и у него есть возможность в случае опасной ситуации выйти из центральной сетки клетки –ограждения, которое устанавливается для безопасности зрителей во время представления. И дрессировщик может сохранить себе жизнь. Обезьяна же через любое ограждение перелезет: она быстрая, сильная, и ты находишься всегда рядом с ней. Поэтому именно такая контактная работа гораздо опаснее, чем просто дрессура тигров или львов.

– Опишите, пожалуйста, типичный день шимпанзе в цирке: сколько времени уходит на уход за обезьянами, сколько на репетиции?

– Наши будни проходят по-разному в зависимости от того, есть представления, или нет. Сейчас у нас вообще нетипичная ситуация, потому что наша гастрольная деятельность в простое. Сейчас это похоже на день сурка. Начинается день с того, что около 9 утра я их бужу. Затем мы пьем чай, завтракаем. Начинается разминка – я разминаюсь, обезьяны разминаются, мы бегаем, прыгаем, заряжаемся хорошим настроением. Обезьяны только спят в клетке, а весь день они проводят в большом помещении, где есть канаты и кольца.

После разминки мы репетируем, но тоже в игровой форме. Я убежден, что любое животное, несмотря на то, что оно выносливое и сильное, не может выполнять одно и то же движение много раз. И в этом нет никакой необходимости. Важно, чтобы они делали это в удовольствие.

Самое главное – следить за моральной нагрузкой. Если что-то не получается, то мы начинаем делать другие вещи, но систематически их повторяем в других вариациях через какое-то время. Репетирую я не очень долго, если целенаправленно, то минут 30, не более, так как они уже знают свои трюки.

Дан также рассказал о том, что не может доверить другим людям обучать обезьян. Да, у него есть помощники в Росгосцирке, но готовит еду, убирает и ухаживает за животными преимущественно сам дрессировщик. Сейчас коллектив, в котором работает Дан, находится в Магнитогорске. Они приехали туда еще в середине марта на гастроли, но с 15 марта, отыграв всего два представления, все ушли на карантин. Уже более полугода артисты Росгосцирка вынуждены проводить дни в постоянных репетициях, но без выступлений для зрителей.

Захар Степанов

Ранее

Власти Москвы обвинили предпринимателей в обрушении сервиса подачи данных о работниках на удаленке

Далее

Управление репутацией в сети – SERM услуги

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru