На закрытой части встречи Владимира Путина с членами Российского союза промышленников и предпринимателей 21 октября глава Центрального банка Эльвира Набиуллина заявила о необходимости декриминализации экономических преступлений и привела пример ареста топ-менеджера «Траста» Михаила Хабарова
На съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), состоявшемся в среду, 21 октября, глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина вступилась перед президентом Владимиром Путиным за находящегося в СИЗО топ-менеджера банка «Траст» Михаила Хабарова. Выступление Набиуллиной состоялось на закрытой части встречи. Об этом Forbes рассказали два собеседника: человек, близкий к одному из участников встречи, и человек, близкий к ЦБ.
Набиуллина говорила о декриминализации экономических преступлений и об избыточной мере пресечения в отношении Хабарова, говорит один из собеседников Forbes. Глава ЦБ отозвалась о топ-менеджере как о профессионале, которого задержали и оправили под арест без предварительного разбирательства, говорит другой собеседник. Речь в очередной раз зашла о том, что не нужно «кошмарить бизнес» уголовными делами, а кейс Хабарова приводился как очередной пример того, как экономический спор перешел в уголовную плоскость, говорит собеседник. По его словам, о Хабарове высказывались и другие участники встречи, например, глава РСПП Александр Шохин.
Михаил Хабаров был задержан 9 октября по подозрению в мошенничестве, заявление на него написал основатель и совладелец грузоперевозчика «Деловые линии» Александр Богатиков. Отношения между ними начались в 2014 году, когда структура «Альфа Групп» А1, которую возглавлял тогда Хабаров, выступила на стороне другого совладельца «Деловых линий», Сергея Демидова, в его конфликте с Богатиковым. Когда конфликт был урегулирован, Хабаров перешел на работу в «Деловые линии», а также подписал с Богатиковым опцион о покупке 30% акций грузоперевозчика за $60 млн. Затем конфликт произошел уже между Богатиковым и Хабаровым. В результате последний не смог реализовать опцион — в начале 2018 года Богатиков продал часть акций «Деловых линий» новым инвесторам, среди них была бывший гендиректор «Нафты» Сулеймана Керимова Татьяна Башмакова. Тогда же Хабаров подал к Богатикову иск в Лондонский международный коммерческий арбитраж (LCIA) и выиграл: в начале 2020 года суд обязал Богатикова выплатить топ-менеджеру «Траста» $58 млн.

В постановлении о возбуждении уголовного дела в отношении Хабарова история описывается несколько иначе: тот якобы заставил Богатикова заключить с ним опцион, пообещав «покровительство» «Деловым линиям» и пригрозив в случае отказа проблемами с налоговыми и правоохранительными органами. Кроме того, Богатиков в 2014-2017 годах перечислил Хабарову 842 млн рублей по договору об оказании услуг.
На встрече членов РСПП с Путиным говорилось, что Хабаров перед арестом выиграл экономический спор. Таким образом, его арест создает прецедент для любого бизнесмена «развернуть» судебное решение, инициировав уголовное преследование, описывает содержание встречи собеседник Forbes, близкий к ее участнику.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил Forbes, что не комментирует ни содержание закрытой части встречи с членами РСПП, ни уголовное дело Хабарова. Александр Шохин не ответил на сообщение и звонки Forbes. Центральный банк не ответил на запрос Forbes.
На работу в «Траст» Хабаров перешел в мае 2019 года, став в банке главным исполнительным директором. «Траст», известный как банк непрофильных активов, занимается работой с проблемными активами, перешедшими на его баланс из санированных банка «Открытие», Бинбанка, Рост Банка и Промсвязьбанка, а также пытается взыскать в пользу государства ущерб с их бывших собственников. В «Трасте» Хабаров отвечает за специальные проекты, суды и реструктуризации, рассказывал Forbes.
Дмитрий Яковенко
По материалам: “Forbes”