Инструктор телеведущего по летному делу: «Шансов не было»
41-летний ведущий ток-шоу «ДНК» Александр Колтовой со спутницей погибли при крушении легкомоторного самолета «Пайпер». Причины авиакатастрофы еще предстоит выяснить специалистам.
Мы связались с инструктором по летному делу Тимуром Саттаровым, который научил Колтового пилотировать самолет.
– Саша был подготовленным пилотом, он летал давно, много, на разных самолетах, – рассказывает Тимур Саттаров. – Мы с ним постоянно отрабатывали все процедуры, и на отказ двигателя, и на посадки. Он любил, горел летным делом. Как журналист, снимал цикл передач про малую авиацию.
– Самолет, на котором он разбился, кому принадлежал?
– Саша с друзьями недавно купили этот самолет вскладчину.
– Что могло произойти в полете, если воздушное судно было исправлено?
– Пока остается только гадать. Известно, что он успел доложить диспетчеру во «Внуково», что на борту пожар, и он будет принимать решение идти на вынужденную посадку.
– Почему не получилось посадить самолет?
– Сыграло много факторов. Один из них, место, над которым он летел. Это Новорязанское шоссе. Там проходят трассы захода на посадку во Внуково, Домодедово и Шереметьево. Чтобы маленькие самолеты не мешали заходам больших, их снижают на высотку 100-150 метров. С этой высоты маленькие самолеты могут пролететь с отказавшим двигателем от 1,5 до 3 км, постоянно снижаясь. Это если мы говорим о дистанции без учета препятствий. Но там все вокруг застроено – ЛЭП, трубы ТЭЦ, много других строений. Очень сложный рельеф. Было бы поле, Саша справился. Колтовой пытался найти площадку, куда посадить самолет. Видимо, что-то отвлекло его от поиска площадки, может, пожар в салоне. Судя по видео, которые очевидцы опубликовали в Сети, случилась потеря скорости на малой высоте, самолет упал. Сейчас катастрофу расследуют специальная комиссия, транспортная прокуратура, Росавиация.
– Кого могут сделать виновным?
– Документы на самолет были в полном порядке, прошел все комиссии. Поймите, это железка, которая может внезапно выйти из строя, все предусмотреть невозможно. Кого могут сделать виновным? Самолет Сашин, летел он. В этой ситуации, не знаю, кто бы справился. Даже если бы у меня произошел пожар в двигателе именно над МКАДом, я бы тоже не знал, куда приземляться.
– Нельзя было катапультироваться?
– На данном самолете не предусмотрена такая функция. Единственный вариант выжить – сесть прямо на дорогу. Но, видимо, было плотное движение, поэтому Саша отказался сажать борт на трассу.
– То есть в данной ситуации он действовал правильно?
– Он все делал правильно. Но мы не знаем, что случилось в кабине. Допускаю, что могла загореться проводка, если имело место короткое замыкание или пожар пошел из двигательного отсека в кабину, там все рядышком. Противопожарная перегородка выдерживает три минуты пламени. Если она расплавилась, и открытый огонь пошел в кабину, Александру сложно было справиться. Тем более он находился с девушкой. Мы не знаем, как вела себя она. Может, паника началась. Но это все догадки, предположения.
– Вам известно что-то о погибшей спутнице Колтового?
– Я с ней не знаком, никогда раньше ее не видел. Меня не было в тот день на аэродроме. Да и, честно говоря, мы не расспрашивали друг друга о личной жизни. Я инструктор-экзаменатор, он – мой ученик.
– Сколько лет летал Александр?
– Начал летать давно. Потом пришел в нашу летную школу. 13 месяцев назад совершил первый самостоятельный полет.
– Он часто брал с собой в полет друзей, подруг?
– Да, брал. В этом нет ничего странного. Все равно что человек научился ездить на машине, получил права, и даже с маленьким опытом он все равно возить людей в машине. В этой авиакатострофе произошло стечение обстоятельств – не хватило времени и высоты. В такой ситуации нужно действовать быстро. Самолет не машина, не может съехать на обочину. Мы сейчас все пытаемся понять, что произошло, но в данной ситуации остается только гадать на кофейной гуще.
– Как я поняла, самолет сгорел полностью?
– Он упал под углом 80 градусов, с высоты 20-30 метров, сгорел от удара об землю.
– Черных ящиков на таких самолетах, как я понимаю, нет?
– Нет, конечно. Это маленький легкий самолет вместимостью два человека. Его приобретают, чтобы летать в свое удовольствие, как автомобиль.
– Как же будут выяснять причину?
– Причину катастрофы установят по обломкам. Двигатель работал до последнего, лопасти вращались, отлетели от удара об землю. Но за двигателем шел черный шлейф, значит, он горел. Вопрос в том, что происходило в кабине и проник ли огонь туда. Если бы в кабине находились бы два пилота, то один мог бы достать огнетушитель, который расположен между кресел и попытаться потушить пожар. Учитывая, что Саша пилотировал сам, то бросить штурвал он не мог. Если он все-таки попытался тушить пожар сам, это могло отвлечь его. Но опять же, повторюсь, мы можем строить только догадки. Врагу не пожелаешь того, что пережил Саша. А полеты над МКАДом – такая история, когда у человека практически нет шансов выжить.
Ирина Боброва
По материалам: “Московский комсомолец”