Триумф роли

Первый вице-премьер Андрей Белоусов добился того, о чём грезил, работая советником президента – что дальше?

Было у президента два помощника по экономическим вопросам, Белоусов и Глазьев. Оба – признанные стратеги, коих нынче у нас – раз-два и обчёлся. И оба – приверженцы «китайской модели» рынка. Плановая экономика, жёсткое государственное регулирование. Разница в их подходах была, пожалуй, несущественной (хотя им самим мнилось, что она, эта разделяющая их разница, – световые годы). Просто Глазьев допускал частную инициативу строго в рамках малого и среднего бизнеса, а Белоусов смотрел чуть шире.

Белоусов и Глазьев мнились высоколобыми теоретиками, можно даже сказать, фантазёрами, напрочь оторванными от реальности. В самом деле, ни у одного, ни у другого, не было команды практиков, кои могли бы реализовать экономические концепции двух светил. Да ещё со своей вышедшей в тираж плановой экономикой советского образца – нафталин, да и только! Но однажды маятник их придворных карьер качнулся вспять. Глазьева отправили сочинять экономическую программу будущему союзному государству, чем он нынче и занимается, а Белоусова ангажировали прямиком в правительство. Причём на такое место, где он получил возможность полностью реализовать своё стратегическое видение светлого экономического будущего нашей страны. В правительстве практика и опытного тактика Мишустина именно Белоусову доверили роль стратега. Ему одному.

Экономический курс Белоусова – это куда?

Как-то раз, имея беседу с Глазьевым, автору этих строк довелось услышать примечательную характеристику Белоусова. За достоверность цитирования не поручусь, дело сильно прошлое, но примерный смысл сказанного был таков. Белоусов, де, считает, что великое множество экономических проблем решатся сами собой, если будут сделаны два первых шага к будущему экономическому порядку. Первый – введение прогрессивного налога для богатых. И второй – упразднение отжирающих бюджет якобы инновационных прожектов, типа Роснано и Сколково. Если так, то Белоусов сегодня может отпраздновать победу. Президент подписал закон о повышении НДФЛ для богатых до 15 процентов – бюджет должен получить дополнительно до 60 миллиардов рублей. А ещё с сегодняшнего дня «структурно реформируют» те самые Роснано и Сколково. Что вполне может означать вежливое сворачивание их деятельности в том виде, в котором она велась до вчерашнего дня. Ранее Белоусова поздравляли с ещё одной его победой – именно благодаря его, если можно так сказать, назойливости, в Конституцию были включены пункты, позволяющие говорить о России, как о социальном государстве. Таким образом, своё стратегическое видение – куда и как двигаться государству российскому в обозримой перспективе, – Белоусов чётко и полностью финализировал.

Андрей Белоусов (фото: government.ru)
Андрей Белоусов (Фото: government.ru)

В конце января «Наша версия» опубликовала статью с подзаголовком «Чего ждать от нового правительства?» Мы там цитировали экономиста Михаила Делягина: «С приходом в правительство Белоусова – а нет никаких сомнений, что стратегией будет заниматься именно он, а не премьер-министр – модернизация страны впервые становится технически возможной. Да, у Белоусова имеются «ограничители» – министр финансов Силуанов и Набиуллина в Банке России. Но впервые со времён Маслюкова у России появился шанс сделать резкий рывок в экономике. Кстати, Маслюков тоже не был премьером, как и Белоусов, но именно он, на взгляд многих профессионалов, поспособствовал выходу страны из долгого системного кризиса 90-х». А вот, о чём мы ещё написали: «Глазьев и Белоусов считались непримиримыми оппонентами либералов Медведева и Силуанова, но при этом и сами они жёстко друг другу оппонировали, ибо Глазьев считался сторонником государственного социализма, а Белоусов склонялся к государственному капитализму. Не так давно Белоусов предложил ввести в стране прогрессивную систему налогообложения, отчего приуныли российские воротилы, но у него в тот момент не хватило полномочий. Теперь полномочий навалом. А учитывая тот факт, что стратегией деятельности кабинета занимается именно Белоусов, а не Мишустин (как до этого экономический курс прокладывал Силуанов, а не Медведев), богачам впору запастись кислородными подушками». И ещё цитата – для более полного, так сказать, понимания. «Белоусов стал первым вице-премьером совсем не случайно. Его назначение – часть компромисса со стратегическими партнёрами Москвы и Пекина. Мы уже не раз акцентировали на этом внимание: по мнению китайских товарищей, их стратегическим партнёром может быть лишь государство со схожим экономическим укладом. Китай, как известно, строит государственный социализм с рыночной экономикой. А Россия – при Силуанове и ранее – строила рыночный капитализм. То есть мы «не совпадали» стратегически. При Белоусове же расклад принципиально меняется, учитывая его представления о том, «как надо». Ничего иного, кроме государственного капитализма с рыночной экономикой, в системе координат Белоусова построить нельзя, убеждён либеральный экономист Андрей Илларионов. Очень примечательно отреагировал на назначение Белоусова Forbes – статьёй под названием «Гиря на ногах у Мишустина». Понятное дело, фигурантам всяческих рейтингов богатеев от нового назначения тревожно и некомфортно. А сам Белоусов своё назначение сравнил с «эффектом гранаты, брошенной в курятник».

Так он определил свою роль. И сегодня, по сути, Белоусов отыграл первый публичный бенефис. С триумфом.

Что дальше – назад в будущее?

В общем, бросили гранату в январе, а рванула она, по сути, сегодня. Но пыль пока не рассеялась, ничего вокруг не видать. По аналогии со строительными работами, так готовится котлован, на месте которого возведут высотное здание будущей успешной российской экономической модели. Беда лишь в том, что стратег Белоусов едва ли способен внятно ответить на вопрос – а что же дальше? Социальное государство в качестве базиса для будущей экономической модели – с этим решили, в Конституции прописали яснее ясного. Отдельный налог для богатых ввели. Кормушки и синекуры у либералов отобрали. Поговаривают, что подыскивают замену Силуанову, хотя в нынешних реалиях его присутствие играет ничуть не большую роль, чем роль Сергея Лаврова во внешней политике (при наличии нескольких альтернативных центров принятия решений, от АП до Минобороны). Белоусов успел поучаствовать в подготовке реформ Алексея Косыгина (то, что принято называть «андроповскими реформами»), так что его вектор нам, в целом, понятен. Кстати, кто-нибудь помнит, что и АСИ создавалось, в общем-то, с подачи Белоусова – так что стратегические инициативы экономического (и не только) планирования будущего – это тоже часть его представления о нашем будущем укладе. Вопрос: а что дальше? Реприватизация? Усугубление госконтроля в экономике, только теперь уже на уровне малого и среднего бизнеса? Возвращение к модели позднего советского экономического уклада? Торжество Госплана?

Что-то такое только и представляется. Во всяком случае, в предлагаемой стратегии иного пока не просматривается. Интересно, а сам Белоусов точно себе представляет, куда он ведёт страну?

Влад Крымский

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Пивной мэр

Далее

NEUTRINOVOLTAIC. «Чистые» технологии определят облик будущей энергетики

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru