«Участие в соревнованиях стало платным»
С понедельника в Санкт-Петербурге стал действовать запрет на очные занятия в детских кружках и секциях. Новые правила касаются как государственных, так и частных учреждений дополнительного образования. Ранее подобные меры были введены еще в нескольких регионах страны. На вынужденной удаленке оказались юные спортсмены, художники, музыканты, занятия которых так или иначе предполагает живой контакт с педагогом и с партнерами по команде или творческому коллективу. Как можно плавать на паркете, играть в футбол в малогабаритной двушке и нарисовать натюрморт из подручных средства, нам рассказали родители самих ребят.
Пандемия больно ударила по спортивным секциям — даже в летний период, когда ограничения были значительно смягчены, запрет на проведение детских спортивных состязаний в ряде регионов сохранялся. Да и для большинства видов спорта удаленный формат занятий изначально представлялся чем-то малореальным.
– У меня двое сыновей, 6 и 12 лет, оба занимаются в секции футбола, – рассказывает Елена. – У старшего тренер проводит часть тренировок на улице, дети надевают под форму термобелье и играют в любую погоду, конечно, некоторые после этого простужаются. Малыши занимаются по видео дома с мягким мячом. Обычно тренер на онлайн уроке показывает ребятам определенный набор упражнений, в течение нескольких дней они должны их отработать и затем прислать видео своих успехов. У нас маленькая двушка, заниматься не очень удобно, но приспособились. Вначале ребята пытались выполнять задания с обычным мячом, но после того, как разбили стеклянную дверцу у шкафа, перешли на специальный плюшевый. Турниры между командами у нас периодически устраивают, чтобы дети поддерживали хоть какую-то спортивную форму, но теперь за них приходится платить. Раньше соревнования проходили в школах, но теперь для них нужно брать в аренду частный спортзал. В среднем участие в соревновании в зависимости от стоимости площадки обходится в 1-1,5 тысячи рублей с одного ребенка.
Очень нелегко на дистанционке приходится секциям, для занятий в которых требуется специальное оборудование или пространство, например, в случае с плаванием.
– По сути, для плавания удаленка – это практически конец, – считает мама 6-классника Наталья. – Технику хоть как-то отрабатывать еще можно. Когда тренеры обучают ребят в бассейне, они не залезают в воду, а все упражнения показывают, стоя на бортике. На онлайн занятиях дети просто у себя в квартире на полу повторяют движения за учителем. Однако таким образом невозможно тренировать скорость и выносливость. Родители, у которых есть возможность, водят детей в платные бассейны, но у нас, например, денег на это нет.
Родители учеников художественных и музыкальных школ уже несколько недель пытаются достучаться до Министерства культуры. Взрослые пытаются доказать чиновникам, что обучение в этих организациях в пандемию не опасно, так как большинство занятий проходят в мини группах или индивидуально. Но пока учиться рисовать, петь и играть на музыкальных инструментах приходится на расстоянии.
– На онлайн обучении работа движется намного медленнее, чем на очке, – рассказывает Татьяна, воспитывающая 13-летнюю дочь. – Например, для натюрморта дети сначала собирали композицию из вещей, которые есть дома, фотографировали и отправляли педагогу. Она советовала, что лучше заменить или переставить по-другому. Дальше каждый этап рисунка мы согласовывали, набросок, штриховку фона, драпировку. Главная беда в том, что компьютер в точности не передает цвета, да и у всех все видно по-разному, поэтому преподаватель не всегда может правильно оценить работу или подсказать, что лучше подкорректировать. На неопределенный срок пришлось отложить и рисунок по батику. Наброски-то все сделали, но акриловые краски, которыми рисуют по ткани, очень дорогие, не все себе могут позволить их купить.
Ученики музыкальных школ на онлайн занятиях, естественно, помимо прочих неудобств, страдают от искажения звука. Но тяжелее всего приходится ребятам, у которых вообще нет инструмента дома.
– Дочка учится в музыкальной школе по классу арфы, – объясняет еще одна родительница. – Как и у большинства других учеников, занимающихся по этому направлению, инструмента дома у нас нет. Соответственно, практические занятия невозможны. Мы уже потеряли всю весну, а теперь опять пропускаем уроки. Уже написали заявление с просьбой оставить ребенка на второй год, но идти нам навстречу пока не хотят, это ведь лишние деньги из бюджета, просто обещают нагнать программу, когда снимут ограничения. Однако в марте-апреле мы слышали то же самое…
Светлана Цикулина
По материалам: “Московский комсомолец”