ЦБ разработал порядок передачи в ФНС информации об открытии и закрытии россиянами электронных кошельков. Он вступит в силу с 6 января. Закон об этом действует с 1 апреля, но без указания ЦБ банки не могли начать передавать данные
Российские банки с 6 января начнут подавать в Федеральную налоговую службу (ФНС) информацию об открытии и закрытии физическими лицами электронных кошельков в «ЮMoney» (бывшие «Яндекс.Деньги»), «QIWI Кошелек», WebMoney и других сервисах, а также данные об изменении их реквизитов. Это следует из вышедшего указания Банка России, которое устанавливает порядок передачи такой информации.
Требование распространяется на персонифицированные электронные кошельки с полной и упрощенной идентификацией клиента. У сервисов электронных кошельков есть свой расчетный банк, на который возлагается эта функция.
Указание ЦБ разработано в соответствии с изменениями в Налоговый кодекс, которые вступили в силу с 1 апреля 2020 года. Однако банки не смогли начать делиться данными с ФНС в установленный срок, так как не был принят специальный нормативный акт, указывающий, в каком формате это необходимо делать, отмечала Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД).
Как пояснили в ФНС, с 6 января у банков появится возможность сообщать сведения обо всех открытых и закрытых после 1 апреля 2020 года электронных кошельках. Формы и форматы сообщений банка налоговому органу были утверждены приказом ФНС России от 28 мая, но он вступает в силу в январе, одновременно с указанием ЦБ. Отсрочку в ФНС объяснили необходимостью дать время банкам на подготовку и сложной эпидемиологической ситуацией.
Как пояснил представитель WebMoney, сейчас банки в отсутствии подтвержденной процедуры взаимодействия с ФНС не передают данные о кошельках. «Указание Банка России устанавливает технические требования к передаче данных в налоговые органы. Без них кредитные организации не могли подготовить свои информационные системы к интеграции с государственными органами. То есть требование передавать данные было, но как его исполнить — не детализировалось», — объясняет исполнительный директор АЭД Павел Шуст.
По мнению Шуста, указание было опубликовано довольно поздно. «Начать передачу сведений надо уже с 6 января, времени осталось мало, для многих участников рынка эта подготовка требует довольно больших ресурсов. Поэтому мы взаимодействуем с регуляторами, чтобы уже в январе это информационное взаимодействие было налажено», — рассказал он. О возможных проблемах у участников рынка говорит и представитель «ЮMoney»: «Банк России только сегодня окончательно утвердил технические требования к передаче данных и все еще не предоставил тестовую среду для отладки процесса».
РБК направил запрос в ЦБ.
Банки уже в обязательном порядке передают в ФНС сведения об открытии или закрытии банковских счетов юридических и физических лиц и изменении их реквизитов. Также налоговая может запрашивать информацию о движении денежных средств и остатках на счете в рамках проверки физлица или его контрагента, но только по согласованию с руководителем регионального УФНС или его заместителя.
«Необходимость доступа к такой информации продиктована тем, что электронные кошельки являются уже полноценным средством осуществления платежей. И в целом зачастую они выполняют ту же функцию, что и обычные банковские счета, поэтому никаких оснований для того, чтобы по аналогии с банковскими счетами не собирать информацию о них с целью совершенствования налогового контроля, нет», — считает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Электронные кошельки могут использоваться для финансирования распространения наркотиков и терроризма, говорил ранее РБК глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В прошлом году законодатели для усиления контроля запретили снимать и вносить наличные на анонимные электронные кошельки.
По данным ЦБ, по итогам 2019 года в России было открыто 534,6 млн электронных кошельков, из которых 17,1 млн являлись персонифицированными. По ним было совершено 2,8 млрд операций на общую сумму 1,9 трлн руб. Больше половины от объема операций пришлось на персонифицированные кошельки — 1,1 трлн руб., так как операции по анонимным кошелькам ограничены лимитом и функционалом.
Изначально все кошельки открываются как анонимные. Затем держатель кошелька может пройти упрощенную идентификацию (указать онлайн фамилию, имя, отчество и номер паспорта) или полную проверку личности (требует присутствия в офисе). По данным Mediascope, лидером по количеству электронных кошельков в 2019 году были «ЮMoney» (53% пользователей среди онлайн-покупателей), далее следуют PayPal (46%), WebMoney (40%), QIWI (37%), VKPay и «МТС-Деньги» (по 15%). Чаще всего в интернете электронными деньгами оплачивают услуги мобильной связи (86% респондентов), заказы в интернет-магазинах (81%) и коммунальные услуги (74%).
Евгения Чернышова
По материалам: “РБК”