По словам Ивана Сафронова, он помогал своему приятелю Мартину Ларишу дайджестами для его интернет-проекта, но не занимался шпионажем или передачей секретных данных
Журналист сотрудничал с чешским коллегой в 2019-2017 годах, но следствие считает, что «вербовка» произошла в марте 2012 года.
Журналист газет «Коммерсантъ» и «Ведомости» Иван Сафронов, обвиняемый в госизмене, познакомился со своим коллегой Мартином Ларишем в 2010 году и сотрудничал с ним в работе над созданным приятелем интернет-проектом в 2017-2019 годах. Лариша в прессе со ссылкой на следствие называли возможным «вербовщиком» Сафронова. Об этом советник главы «Роскосмоса» (последнее место работы Сафронова перед арестом) рассказал в интервью газете «Коммерсантъ».
По словам Сафронова, с Мартином Ларишем он познакомился в 2010 году. Лариш работал собкором чешской газеты Lidove Novine в Москве и читал лекции на журфаке МГУ. «У нас были нормальные приятельские отношения двух коллег. Мы обсуждали международные отношения, политику и т. д., как правило за кружкой пива», — рассказал Сафронова. Он объяснил, что после 2012 года общение прекратилось, приятель из Чехии вернулся домой, потому что его корреспондентскую ставку в Москве сократили. Позже приятели снова начали общение, бывали друг у друга на торжествах, вместе путешествовали по Европе. В 2017 году Лариш уволился из газеты, чтобы заняться работой над собственным интернет-проектом (Информационное агентство анализа и профилактики безопасности).
«Идея была проста: организация рассылки среди подписчиков дайджеста СМИ и аналитических материалов на платной основе. Такое информационное агентство, потребителями информации которого являются другие СМИ. Похожие ресурсы были и есть и в России, например «Перископ.2», Центр анализа стратегий и технологий, Центр анализа мировой торговли оружием. Он попросил о помощи в раскрутке бизнес-идеи, и я согласился, поскольку от основной работы это меня никак не отвлекало. Я писал для него не более одного-двух материалов в месяц», — рассказал журналист. По его словам, тематика публикаций основывалась «на актуальной, публично обсуждавшейся в тот период времени информации». « Сами подготавливаемые мной материалы состояли из компиляции сведений из открытых источников», — отметил журналист. Он добавил, что для переписки пользовался программой шифрования, установленной на компьютере, но это никак не связано с секретностью передаваемых данных: «большинство коллег-журналистов из моего окружения также используют различные средства шифрования на своих гаджетах, а также специальные «секьюрные» мессенджеры для коммуникации». По словам Сафронова, «просто это стало элементом нашей журналистской культуры, уже крепко укоренившейся моделью профессионального поведения».
«Я писал тексты как журналист, направлял их своему коллеге-журналисту. А теперь мне говорят, что обвинение не связано с журналистской деятельностью», — сказал Сафронов. Он назвал дату «вербовки», на которую указывает следствие — март 2012 года. По словам журналиста, она «вызывает исключительное недоумение, впрочем, как и все остальные посылы следствия». «В марте 2012 года мне был 21 год, а Мартину — 26. Какая вербовка? Какой он к черту разведчик? О чем это все?» — отметил журналист. Он добавил, что «своего знакомства с Мартином не скрывал, его жена несколько раз приезжала в гости, когда оказывалась в Москве по работе». «Никаких тайн и прочего, все на поверхности», — сказал Сафронов. Он уточнил, что занимался подготовкой дайджестов для Лариша в 2017-2019 годах. Последний текст отправил «в августе или сентябре» 2019 года. «Уже после ухода из «Ведомостей» я сообщил ему, что в журналистике я делаю паузу и буду пробовать себя в чем-то другом. Официально о моем назначении на должность в «Роскосмосе» было объявлено 18 мая 2020 года. Когда я устроился в корпорацию, он поздравил меня с назначением и днем рождения. С тех пор с Мартином я не общался и, как развивался его проект, уже не интересовался», — рассказал советник главы «Роскосмоса».
Сафронов был арестован 7 июля 2020 года, в ноябре срок ареста решением суда продлен до 7 марта 2021 года. Ему предъявлено обвинение по статье 275 Уголовного кодекса («Государственная измена»), предполагающей лишение свободы на срок до 20 лет. По данным ФСБ, Сафронов, будучи журналистом, в 2012 году был завербован чешской спецслужбой для сбора и передачи информации о военно-техническом сотрудничестве России со странами Африки, а также о деятельности Вооруженных сил России на Ближнем Востоке. В материалах следствия утверждалось, что бывший журналист работал на Управление по внешним связям и информации Чехии, но конечным получателем секретных сведений были США. Сам Сафронов свою вину отрицает, связывая уголовное преследование с журналистской деятельностью. С 2009 до мая 2019 года он работал в газете «Коммерсантъ», откуда ушел в «Ведомости». В мае 2020 года Сафронов стал советником главы «Роскосмоса». Госкорпорация отмечала, что задержание Сафронова не связано с его работой в госкорпорации. Иван Сафронов родился в 1990 году. В 2010-м окончил Высшую школу экономики по направлению «Журналистика». С 2010-го по 2019-й был корреспондентом и специальным корреспондентом «Коммерсанта». С 2019-го по 2020-й Сафронов работал спецкорреспондентом «Ведомостей». Его специализацией было военное и военно-техническое сотрудничество, оборонно-промышленный комплекс и космическая промышленность.
Сергей Мингазов
По материалам: “Forbes”