Глава государства Владимир Путин потребовал установить жесткую ответственность промышленников за наносимый вред экологии, а также призвал контролирующие ведомства серьезно выполнять свои обязанности в сфере контроля за подобными нарушениями закона.
Проверки ждут камчатские золотодобывающие компании, в том числе «Тревожное зарево» (ныне ТСГ «Асача») и «СиГМА», которые нарушают природоохранное законодательство. Камчатские экологи направили официальное заявление в Росприроднадзор с требованием разобраться с правом золотодобытчиков вести золотодобычу.
Президент России Владимир Путин в своем обращении к Федеральному собранию призвал ускорить принятие закона, который установит финансовую ответственность собственников предприятий за экологические нарушения. Российский лидер призвал действовать жестко в сфере охраны окружающей среды. Он отметил, что Росприроднадзор и другие контролирующие органы должны выполнять возложенные на них обязанности. «Подход очень простой. Получил прибыль за счет природы – убери за собой», – заявил Путин.
Глава государства обозначил крайне важный подход, который правительство России уже взяло на вооружение. Жесткий контроль над компаниями-нарушителями природоохранного законодательства очень ждут в регионах, где первозданная местная природа уничтожается в ходе работы промышленных объектов. И в том числе на Камчатке. Местные золотодобывающие компании наносят вред экологии: в местные нерестовые реки сливаются вредные отходы производства, цианиды отравляют воду и грунт, лосось уходит с привычных мест нереста, рыболовы, экологи, охотоведы бьют тревогу.
В итоге еще год назад за злостные нарушения экологии была отозвана лицензия у добывающей компании «Дальстрой», идут проверки компании «СиГМА», еще одной из крупных компаний-нарушительниц стала компания «Тревожное зарево», (учредитель – английская Тrans-Siberian Gold (TSG)). Кстати, в апреле компания переименовалась – решила отказаться от столь «говорящего» названия и теперь называется «ТСГ Асача». Однако первоначальное имя уже успело за многие годы наложить на компанию печать предприятия-золотодобытчика, провоцирующего своими нарушениями серьезные проблемы.
«Тревожное зарево» («ТСГ Асача») многие годы получает судебные штрафы за загрязнения камчатских рек, сливы отходов в реки, за сокрытие подлинной классности отходов. Ну, а недавно правоохранительные органы завершили и расследование гибели рабочих на руднике Асачинского месторождения, которая случилась в январе 2021 года. Теперь «Тревожное зарево» («ТСГ Асача») заплатит и за гибель людей. Государственная инспекция труда в Камчатском крае провела внеплановую проверку АО «Тревожное зарево», в ходе которой было выявлено, что горнодобывающая компания допустила ряд нарушений государственных нормативных требований охраны труда. Инспекция вынесла постановление о привлечении АО «Тревожное зарево» к административной ответственности в виде штрафов, сумма которых составила 390 000 рублей.
Свое расследование причин аварии завершило и Дальневосточное управление Ростехнадзора. Специалисты ведомства выявили многочисленные технические и организационные причины произошедшей трагедии. «По результатам расследования АО «Тревожное зарево» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей. Лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение горных работ, направлены на внеочередную аттестацию по промышленной безопасности. Предложенные комиссией мероприятия по устранению причин аварии и группового несчастного случая взяты на контроль Дальневосточным управлением Ростехнадзора», – подчеркнули в ведомстве. Материалы расследования переданы в правоохранительные органы.
Напомним, что это уже не первый случай гибели работников на месторождении «Тревожного зарева». На рудниках «Тревожного зарева» люди гибли и в предыдущие годы. «Тревожное зарево» периодически штрафуют за нарушения государственных нормативных требований охраны труда в ходе организации подземных работ.
А вот что рассказывает эколог Сергей Мылов, руководитель организации «Экологическая безопасность», который уже не первый год пытается защитить камчатскую природу от вреда, наносимого золотодобычей: «Тревожное зарево», как и другие золотодобытчики, обязаны хвосты перерабатывать в 5-й класс опасности (самый безопасный), но они этого не делают. «А зачем нам перерабатывать? В свежей же руде золота больше, чем в переработанной», – говорят они. А сейчас «Тревожное зарево» («ТСГ Асача») намерено начать разработку на новом месторождении Родниковое. Оно в непосредственной близости от нового туристического кластера «Парк «Три вулкана»», который здесь планируется создать. Шахты и хвосты рядом с туристами! Кто же поедет смотреть на мутную воду в реках? А «Тревожное зарево» («ТСГ Асача») может встать тут лет на 10, как жила пойдет».
Как поясняет Мылов, такая близость рудников к туристическим объектам или жилым зонам несет в себе и другую опасность: «Когда есть рядом с рекой карстовые ямы, там все скапливается… и это не просто бочка. Это просто огромные объемы! Хвост с ядовитыми отходами может потихоньку течь. И у нас сейсмика. А если все сдвинется, будет прорыв? И все! Так было в Бразилии, например. Хвосты – это опасность».
Эколог рассказывает, как не раз ловил «Тревожное Зарево» («ТСГ Асача») на грубых нарушениях обеспечения безопасности золотодобычи: «По закону, если хвост уже на уровне гребня хвостохранилища, надо прекращать работу и срочно рыть второй хвост. А я поймал их на том, что они просто собирались все завалить и засыпать. В хвост поступает 3-й класс опасности, это ядовитые отходы. Они должны забирать это назад на золотоизвлекательную фабрику (ЗИФ), но они этого не делают. Зачем? Они берут свежую воду. Так пруд-отстойник наполняется, потом начинаются вопросы. При этом «Тревожное зарево» работает на Асачинском месторождении уже лет 10. Куда они девают свои отходы? Я их как-то в 2014 году поймал на том, что они ставили цистерны, насосы и перекачивали в речку. А ведь когда пруд-отстойник наполняется, они обязаны остановить производство, сделать новый пруд. И вот сейчас компания тоже боится, что у них вот-вот наполнится уже второй пруд-отстойник. Вот почему они уходят на Родниковое – тут все бросить, уйти на новое место. Ведь затраты на очистные сооружения большие. Но следить за ними будут все. Особенно рыбаки, которые волнуются за судьбу рыбы, и охотугодья, и экологи. Но где новые очистные сооружения? И это вопрос не только ко всем золотодобытчикам, но еще и к надзорным органам. Почему общественники должны выезжать и задавать эти вопросы?! Почему центральные органы так поступают? Они же должны не допускать нарушений, а не просто выдавать разрешения на добычу не глядя, там, в Москве, чтобы потом мы на местах разбирались с этим. А время-то идет. Сброс с хвостов может за 5 мину реку убить. А не будет рыбы – не будет медведя, животных, будет пустота».
Как стало известно редакции, «Экологическая безопасность» во главе с Сергеем Мыловым направила жалобу на действия компаний «СиГМА» и «Тревожное зарево» в Росприроднадзор. В документах Сергей Мылов напомнил, что «обеспечение экологической безопасности Камчатского края при разработке полезных ископаемых должно быть приоритетной задачей для горнопромышленных предприятий». Как сообщается в жалобах, эксплуатация объектов, построенных в обход законов, угрожает здоровью людей и экологической безопасности. В свете гибели людей в январе 2021 года на руднике «Тревожного зарева» этот вопрос требует особо тщательного изучения. А главное: компанией «не устранена проблема с очистными сооружениями, в результате чего наблюдается регулярное попадание в реки, ручьи различных загрязняющих веществ». Что касается «СиГМЫ», то, как отмечает Сергей Мылов, для осуществления деятельности этот золотодобытчик должен был возвести 25 сооружений, но на данный момент введен в эксплуатацию только 1 объект – площадка для складирования сухого кека. Компании нарушают правила обращения с отходами. Золотодобытчиками нарушен Закон о недрах, резюмирует Мылов.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено в случаях нарушений правил или условий лицензии. Инициировать эту процедуру может Росприроднадзор. «Это будет адекватной мерой воздействия, поскольку взыскиваемые штрафы не имеют должного воздействия, акционерное общество продолжает совершать правонарушения, – подчеркивает Сергей Мылов. – Деятельность предприятия наносит невосполнимый ущерб природе Камчатского края, водные объекты загрязнены отходами деятельности предприятия». В жалобах заявители просят Росприроднадзор провести проверку указанных компаний на предмет соблюдения законодательства, в случае подтверждения нарушений направить в Дальнедра обращение о досрочном прекращении права пользования недрами.
С учетом требования президента РФ к Росприроднадзору и другим ведомствам взяться за серьезный контроль подобных нарушений, стоит надеяться на оперативную реакцию этого контролирующего органа на поступившие жалобы. О действиях Росприроднадзора в ответ на официальное обращение экологов редакция сообщит дополнительно.
Напомним, вице-премьер Виктория Абрамченко в ноябре 2020 года сообщила Путину, что власти готовят изменения в законодательстве, которые не позволят бизнесу в будущем уходить от выплаты компенсаций за ущерб окружающей среде. «Мы исходили из необходимости закрыть лазейку собственникам промышленных предприятий, позволяющую бросать такие предприятия без ликвидации вреда и вывода из эксплуатации», — отметила она.
Евгений Попов