О строительстве потемкинских деревень в спорте.
Хуже наших хоккеистов только наши комментаторы. Лично я мог смотреть матчи российской сборной только с выключенным звуком. Стоит только включить – и сразу слышишь перл: «словенцы отквитали одну шайбу, но играть с ними можно и нужно!». Услышав в начале матча с финнами голос Виктора Гусева, я просто упал духом. Мне искренне кажется, что издаваемые им аудиоволны виснут на ногах наших хоккеистов, лишая их сил.
Но начали наши неплохо, быстро забив одну шайбу и энергично этому порадовавшись. Знали бы они, что будет дальше. А дальше финны соорудили «линию Маннергейма», и не только перед своими воротами, а по всей «коробке». Наши звездные нападающие были как будто загипнотизированы. Овечкин и Малкин не видели ни неприятельских ворот, ни своих партнеров по команде. Нелишне отметить, что шел восьмой день их перелета из-за океана – самый пик акклиматизации, то есть априори неважное самочувствие. Но такая же акклиматизация не помешала легендарному финскому нападающему, 43-летнему Теему Селянне, игравшему на своей шестой олимпиаде, забросить шайбу в наши ворота.
Командной игры не было. Защита традиционно допускала ошибки и поплатилась за них двумя голами. Их могло быть и больше, но заменивший Варламова Бобровский спасал команду даже в безнадежных ситуациях. В эти моменты комментатор Гусев начинал подражать истеричному стилю Губерниева, заходясь в восторге: «какой сейв, како-о-о-ой сейв!». За тридцать секунд до конца матча Гусев признал, что матч проигран.
Не было не только командной игры. Не было надлежащего боевого духа. А что значит – надлежащий боевой дух, спросите вы. А это то, что заставляет играть через «не могу», что внушает сопернику священный ужас и лишает его воли к сопротивлению. Что создает вдохновенную и безошибочную игру.
А ошибок в игре российской сборной было столько, что надо радоваться относительно небольшому перевесу в счете у финнов. Они могли накидать еще три – пять шайб.
Когда команда, состоящая из больших мастеров, постоянно ошибается в передачах и элементарно не может войти в зону соперника, это говорит о том, что игроки не в своей тарелке, они не настроены не только на победу, но и на игру.
В спорте в таких случаях говорят: они не были «голодными». Они, наверное, уже никогда не смогут стать «голодными». Ведь они – звезды, у которых все есть, а золотая олимпийская медаль для них, конечно, желанна, но не жизненно необходима.
Как вы думаете, почему везде и всюду побеждают российские борцы, выходцы с Кавказа? А потому, что для них олимпийское золото – единственный способ добиться жизненного успеха. И они это сознают с малых лет.
Есть ли в нашем хоккее такие спортсмены, для которых олимпиада могла стать единственным шансом на успех? Конечно, есть. Но только искать их надо среди молодежи, играющей в КХЛ и еще не успевшей приобщиться к клану мультимиллионеров, сытых и благополучных.
На сочинскую олимпиаду, кстати, и канадцы и американцы привезли именно такие команды. Они состоят в основном из молодых ребят, прошедших обкатку на чемпионатах мира. В Сочи они бьются за свое будущее и поэтому обыгрывают российских мультимиллионеров.
Уже не первый раз наши звезды проигрывают студентам-подросткам. Вспомните «Чудо на льду», сотворенное американцами много лет назад.
Во вчерашнем матче со финнами чуда не было. Крепкая команда-середняк всего с одной суперзвездой – пенсионером, разгромила аморфную группу растерянных интеллигентов, которые всем своим видом демонстрировали удивление происходящим на льду. «Шел в комнату, попал в другую!» – знаменитая реплика Чацкого была написана на лбу каждого игрока российской сборной.
Признаем честно – в хоккее выстроена самая настоящая потемкинская деревня. В интервью газете «Спорт-экспресс» знаменитый биатлонист Александр Тихонов сказал, что несколько лет назад упрекнул Зинэтулу Билялетдинова за то, что тот согласился тренировать нашу сборную. Для специалиста смысл этого упрека понятен. Дело в том, что когда началась подготовка к сочинской олимпиаде, было принято и «стратегическое» решение выиграть самые престижное хоккейное золото силами российских НХЛовцев. Логика высоких чиновников, принявших такой решение, проста – есть уже готовые звезды, их нужно только собрать вместе, застимулировать и проблем не будет. Наши звезды самые звездные и их у нас больше, чем в других командах.
Вот эта логика и проявила себя на сочинском льду.
У меня есть запись финального матча молодежного чемпионата мира 2011 года. Наши играли с канадцами. Проигрывая 0-3, победили в итоге 5-3. Вот это была игра, вот это был хоккей, вот это была воля к победе. Наши-то оказались «голодней» самоуверенных канадцев. Когда у меня плохое настроение, я пересматриваю этот матч.
А матчи российской сборной на сочинском олимпийском турнире если и стоит пересматривать, то в качестве учебного пособия, как не надо играть в хоккей. Я абсолютно не виню нашего тренера. Он в принципе не мог «зажечь» заокеанских миллионеров, приехавшим на олимпиаду только за очередной наградой. Если бы у них была бы какая-то другая высокая цель, мы бы это увидели. Павел Дацюк после матча с финнами сказал, что он и его товарищи не смогли реализовать свою мечту. Значит мечта была слабенькой, не конкурентоспособной. И когда наши хоккейные мечтатели встретились лицом к лицу со сплоченной и дисциплинированной финской командой, то просто «поплыли». Для финнов это была в сущности «тренировка со слабым партнером» – есть такой спортивный термин.
Уверен, если бы на машине времени перенести ту российскую молодежку из 2011 года и выпустить ее на сочинский лед, они бы не подвели. Золота, может быть и не взяли, но и не заставили краснеть от стыда миллионы болельщиков.
Впрочем, нам не нужна машина времени. Нам нужно просто прекратить строить потемкинские деревни. Нужно нормально развивать наш спорт, рассматривая его не как инструмент пропаганды, а как фундамент духовного и физического здоровья нации.
И еще – нужно все-таки обучить спортивной грамоте наших комментаторов.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ
Фото Александр ФЕДОРОВ, “СЭ“