Экс-полицейского из Екатеринбурга могут проверить на старое убийство
Эксперты считают, что Сергея Болкова, стрелявшего из окон своей квартиры по прохожим, могли привлечь к уголовной ответственности гораздо раньше.
Сомнительное увольнение и признание вины
Бывшего сотрудника патрульно-постовой службы Сергея Болкова, открывшего 30 мая в Екатеринбурге огонь по прохожим из окна собственной квартиры, арестовали. Чкаловский районный суд отправил его в СИЗО на два месяца. После штурма и обыска в квартире у Болкова изъяли карабин “Вепрь” и лицензию на его хранение. В квартире обнаружили 26 стреляных гильз, 78 патронов калибра 7,62 миллиметра, пневматический пистолет ИЖ и пустые бутылки из-под алкогольных напитков. После обследования двора полицейские нашли ещё 47 гильз. Сколько выстрелов Болков сделал по прохожим и сотрудникам спецназа во время проведения штурма, ещё предстоит установить.
На суде по избранию меры пресечения Болков заявил, что признаёт свою вину частично. Он сказал, что “вёл огонь, но не прицельно, ранить ребёнка не хотел”. После “балконного расстрела”, в ходе которого пострадали девятилетняя девочка и сотрудник Росгвардии, бывшему сотруднику ППС назначили психиатрическую экспертизу. Её результаты ещё предстоит узнать, но к стрелявшему из окна квартиры есть и другие вопросы. По некоторым данным, Болков оказался в подобной ситуации не впервые — десять лет назад его уволили из органов после инцидента со стрельбой.
В 2001 году во время стычки на улице застрелили 19-летнего боксёра Владимира Нагимова, друга двухкратного чемпиона Европы Егора Мехонцева. По версии последнего, убитый Нагимов решил защитить прохожего от избивавших его мужчин. В итоге молодого боксёра якобы застрелил один из участников драки (сотрудник ППС), в котором Мехонцев узнал стрелка с Химмаша. За это, по словам спортсмена, (тогда ещё) сотрудник ППС Болков не понёс никакой ответственности, а дело переквалифицировали на самооборону. Позднее патрульного уволили из органов “по состоянию здоровья”, а историю со стрельбой забыли.
Евсюков 2.0
Судебный психолог Олег Долгицкий пояснил: то, что химмашевский стрелок открыл огонь по людям только с балкона, — обычное везение.
Спасло то, что он никуда не пошёл с оружием. Это вполне мог бы быть Евсюков 2.0 (бывший майор полиции, расстрелявший 27 апреля 2009 года девять человек в супермаркете. — Прим. Лайфа), ничто не мешало ему взять оружие и пойти в ближайший магазин. Что касается потенциальных заболеваний, то многие отставники МВД имеют довольно расшатанную нервную систему из-за всех тягот службы. При увольнении у многих сотрудников уже имеются неврозы и депрессия от переработок, и психологи не отслеживают состояние таких людей, даже если за ними числится огнестрельное оружие. — Олег Долгицкий, судебный психолог.
Шанс избежать наказания
Вице-президент московской коллегии адвокатов “Ромашов, Романов и Парников” Евгений Ромашов добавил, что этой стрельбы можно было избежать. По его словам, по действующему законодательству участковые должны не только реагировать на жалобы и заявления, но и проводить профилактические беседы с людьми для пресечения преступлений, но этот механизм не работает.
При наличии у человека оружия участковый должен регулярно проводить проверки. Логично, что он может также поговорить с человеком, интуитивно оценить его, в каком психическом состоянии он находится. Это тонкая работа, но способная дать серьёзный результат и сохранить жизни. Важно и другое. Наверняка на Болкова по бывшему месту службы есть характеристики, которые хотя бы частично раскрывают его состояние. К людям, склонным к насилию и злоупотреблению алкоголем, нужно проявлять особенное внимание, а этого, судя по тому, что произошло, сделано не было — Евгений Ромашов, вице-президент московской коллегии адвокатов “Ромашов, Романов и Парников”.
Специалисты по судмедэкспертизе отмечают, что избежать наказания Болков сможет лишь в том случае, если будет доказана его невменяемость. Но если это произойдёт, то вопросы появятся к отделу лицензионно-разрешительной работы, сотрудники которого отвечают за оформление разрешения на оружие.
Превышение самообороны
В связи с этим отдельные вопросы вызывает инцидент 11-летней давности, участие в котором приписывает Болкову боксёр Егор Мехонцев. Если именно Болков выстрелил в 19-летнего спортсмена Владимира Нагимова, то этот эпизод могут расследовать заново. Вопросы, которые могут встать перед следствием в этом случае, — кто и каким образом “закопал” бумажный след применения оружия сотрудником ППС Сергеем Болковым и почему стрельба могла сойти ему с рук. По закону срок давности уголовной ответственности за простое убийство в нашей стране — 15 лет, а с момента инцидента с убийством 19-летнего спортсмена прошло только 11. По словам бывшего сотрудника МВД, специалиста по стрелковому вооружению Константина Лазарева, любое неправомерное применение оружия “в принципе не может сойти с рук”.
В случае любого применения табельного оружия, даже предупредительного выстрела, будет проверка. На начальном этапе это проверяет прокуратура, но если в отношении сотрудника возникают дополнительные подозрения, то могут подключиться специалисты из УСБ. Увольнение — это меньшее из зол. Если придут к выводу, что сотрудник стрелял не по правилам, то его могут посадить. Даже сотрудники спецподразделений, которые оказывают силовую поддержку и применяют оружие исключительно в рамках закона, могут оказаться под уголовным преследованием. Если у человека были какие-то серьёзные проблемы по работе, он к кому-то применял оружие и ему это сходило с рук, то здесь могут возникнуть большие вопросы к его руководству —Константин Лазарев, бывший сотрудник МВД, специалист по стрелковому вооружению.
Эксперты не исключают, что в деле Сергея Болкова в ближайшее время могут появиться и другие подробности, связанные с его психическим состоянием. В обстоятельствах службы Болкова в органах внутренних дел “нужно разбираться отдельно”.
Сергей Андреев
По материалам: “Life”