Дорожные камеры могут выключить

В рамках постоянной комиссии Совета по правам человека (СПЧ) при президенте России в ближайшее время будет инициирована проверка исполнения поручения Владимира Путина, который два года назад потребовал навести порядок с комплексами фото- и видеофиксации на российских дорогах

Представители СПЧ утверждают, что в большинстве случаев региональные власти лишь сымитировали бурную деятельность в борьбе с сомнительным бизнесом. Собственно, по этой причине сейчас предлагается создать единый центр сбора и обработки штрафов с дорожных камер. Однако уже очевидно: проект вызывает ожесточённое сопротивление в регионах, отказываться от золотой жилы добровольно никто не захочет.

Дорожные службы не должны прятать камеры видеофиксации на опасных участках дорог, подводя водителей под штрафы, указывал Владимир Путин на заседании Госсовета в конце июня 2019 года. Он, в частности, отмечал, что цель установки камер на дорогах – сохранение жизней людей. Если их прятать, то происходит подмена целей размещения, подчёркивал Путин.

Столичные и подмосковные власти тогда оперативно среагировали на заявление, опубликовав координаты комплексов, установленных в Москве и области. При этом большая часть камер отображается в мобильных навигаторах.

Тогда многие автоэксперты были уверены: бизнес на дорожных штрафах если и не закончится, то хотя бы будет легализован. Но этого, как показало время, не произошло.

Серый бизнес

– На самом деле левые камеры уходили с дорог страны месяца на три, не более. Потом всё вернулось на круги своя, – объясняет «Октагону» член СПЧ, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

По его словам, подобное противодействие, несомненно, связано с тем, что на кону – миллиарды рублей. По данным МВД, всего подразделения ГИБДД страны в прошлом году вынесли в отношении автолюбителей 167 млн постановлений – на 15 процентов больше, чем годом ранее. Общая сумма штрафов составила 117 млрд рублей. Стоит отметить, что доля штрафов, вынесенных с помощью комплексов фиксации, за год выросла с 84 до 87 процентов. Закономерно увеличилась и сумма штрафов, вынесенных с помощью камер, – с 82,7 млрд до 94,1 млрд рублей.

Услышали президента и вправду не многие. Например, челябинский губернатор Алексей Текслер принял решение отказаться от услуг компаний, которые занимаются фото- и видеофиксацией нарушений ПДД на областных трассах с помощью пресловутых треног.

Кабанов говорит, что сегодня камеры фактически захватили частники. Под эти цели создаются ООО, закупаются камеры – и начинается бурная деятельность:

– Однако очевидно, что почти во всех регионах этот бизнес существует в плотной связке с местными властями и руководством регуправлений ГИБДД. Если мы с вами захотим заняться этим бизнесом, то нас, понятное дело, туда никто не пустит. Это же золотой прииск! Но вопрос к органам прокуратуры в регионах – где они? Ведь президент обращался именно к ним.

Собеседник «Октагона» говорит, что вопросов накопилось немало: нет понимания, какую именно технику используют в своей работе коммерсанты, как она настроена, какую имеет погрешность измерений, кто её на регулярной основе проверяет.

Но и это далеко не все вопросы. Особое внимание Кабанов заостряет на проблеме защиты персональных данных. Ведь никому неизвестные коммерческие структуры, говорит он, фактически получают неограниченный доступ к личной информации россиян.

Таким образом, без преувеличения многомиллиардный бизнес сегодня действительно практически полностью находится в серой зоне.

Это же «Октагону» подтвердил и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Он отметил, что нишу «плотно заняли коммерсанты»:

– Зачастую комплексы фиксации устанавливают не там, где это действительно необходимо, а где можно собрать побольше денег. Это в чистом виде коммерция. На мой взгляд, воспитательный эффект камеры уже перестали приносить – водители просто откупаются. Платят штрафы, не особо задумываясь, где и что они нарушили. Процент обжалования вынесенных постановлений ничтожен – мало кому хочется тратить время и нервы, ходить по судам. Многие считают, что проще заплатить.

Впрочем, у ГИБДД своя трактовка происходящего. Глава Госавтоинспекции страны генерал Михаил Черников сообщил, что сегодня в стране работает 21,5 тыс. камер фотовидеофиксации – передвижных и стационарных. По его словам, в первую очередь они устанавливаются на аварийных участках, а также в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий. Черников ранее указывал, что «цель не в собирании штрафов и пополнении местных бюджетов, а именно в безопасности водителей».

Единый центр

В ближайшее время в СПЧ готовы публично обсудить «камерный вопрос». Кирилл Кабанов признаёт, что чиновники фактически бойкотируют поручение главы государства, потому что «не хотят терять деньги». По его мнению, в стране необходимо создать единый федеральный центр, который будет заниматься вопросом фото- и видеофиксации.

Он подчеркнул, что и «спросить не с кого», поскольку сбором штрафов за определённый процент занимаются не госорганы, а «какие-то пацаны в спортивных штанах». Собеседник издания признал, что единая платформа, которая должна заниматься и оформлением штрафов, и их дальнейшей обработкой, а также наличие госконтроля позволит сократить число злоупотреблений в этой сфере. Однако это будет означать, что частников придётся вытеснить с дорог.

По мнению юриста Дмитрия Сальникова, идея о создании единого государственного оператора, который будет отвечать за работу дорожных комплексов фиксации, представляется вполне разумной:

– Очевидно, что монополия на штрафы должна оставаться за государством, – пояснил он «Октагону». – Сейчас же мы платим штрафы, которые собирают какие-то непонятные структуры. Более того, автолюбители дополнительно оплачивают ещё и их работу. И самое главное – нет никакого понимания, куда расходуются собранные миллиарды. Прозвучавшее предложение подразумевает глобальный передел рынка.

Однако одно уже очевидно – за место на дороге развернётся серьёзная борьба. Представитель одной из региональных компаний, занимающихся установкой дорожных комплексов фиксации, на условиях анонимности рассказал «Октагону», что из этого бизнеса никто добровольно не уйдёт:

– Схема тут простая, главное – заручиться поддержкой областных властей и автоинспекции. Объёмы работы огромные, поэтому очень сомнительно, что можно в принципе создать единый центр, который будет обслуживать такую огромную страну. Какие мощности потребуются – даже представить трудно. Думаю, потрещат-потрещат и успокоятся.

Михаил Белый

По материалам: “Октагон”

Ранее

В августе наступит криптозима

Далее

Ещё один крымский дворец станет отелем?

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru