«Невосстановимый репутационный ущерб»

Банки нашли новые угрозы деления клиентов по рискам

Участники финансового рынка опасаются чрезмерных последствий законопроекта, предполагающего разделение клиентов банков по степени риска. Они, в частности, указывают на внесудебное ограничение прав предпринимателей и непоправимый ущерб для их репутации.

Участники финансового рынка указали на последствия применения законопроекта, предполагающего разделение банками клиентов по степени риска. Они заявляют о размытости критериев оценки таких рисков и опасаются чрезмерных последствий для клиентов, в том числе репутационного ущерба и внесудебных ограничений для предпринимателей. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на комментарии к проекту Национального совета финансового рынка (НСФР).

НСФР планирует направить в ЦБ, Минфин, Росфинмониторинг, комитет Госдумы по финансовому рынку и Совет федерации комментарии к новой версии законопроекта о создании на базе ЦБ сервиса «Платформа «Знай своего клиента» (ЗСК). Этот документ Банк России, выступающий разработчиком проекта, разослал участникам рынка на рецензию в конце июля. Проект предполагает, что ЦБ разделит всех клиентов банков по степени риска: низкий, средний и высокий (зеленый, желтый, красный). Тех, у кого низкий и средний риск, ждет снижение нагрузки в антиотмывочной области, но для попавших в красную зону предусмотрен фактический запрет на деятельность.

В ЦБ считают, что в красную зону попадут не более 0,7% от общего числа компаний и ИП (около 50 тыс. юрлиц). Первый вариант законопроекта был внесен в Думу в конце прошлого года, но в феврале его отозвали. Новый вариант был принят Госдумой в первом чтении в середине июня, однако и в нем для нового состава Думы были обозначены основные направления, требующие доработки. Во второй версии законопроекта отказались от деления клиентов на зоны по цветам, но ранжирование по степени риска осталось.

В письме НСФР содержится восемь пунктов, требующих доработки, но, по словам главы ассоциации Андрея Емелина, наиболее критичными являются три момента. Законопроект предполагает внесудебное ограничение прав предпринимателей в противоречие с Гражданским кодексом и всего лишь на основании формального соответствия неким усредненным критериям, сказал Емелин. «Кроме того, планируется публиковать в открытом доступе сведения об отнесении компаний к конкретным группам риска, создавая для тех, кто попал в красную, невосстановимый репутационный ущерб, независимо от подтвержденности подозрений. И третье — банкам придется передавать в ЦБ большой объем информации, несмотря на заявляемый курс на сокращение административной нагрузки», — отметил глава НФСР.

Ассоциация банков России (АБР) в заключении на текущий вариант законопроекта, по словам ее вице-президента Алексея Войлукова, отметила, что в документе учтены замечания банков по работе с клиентами, отнесенными к низкому уровню риска, но для отнесения юрлиц к категории высокорисковых не определен четкий и исчерпывающий перечень критериев. «Банк оценивает степень риска совершения клиентом операций, предположительно совершаемых в целях легализации (отмывания) доходов, для клиента такие «предположения» и «оценки вероятности» приводят к блокированию средств во внесудебном порядке на продолжительный срок», — сказал он.

Войлуков добавил, что стоимость системы внутреннего контроля существенно возрастет из-за дополнительных обязанностей, которые возложат на банки. «Учитывая то, что, по оценке ЦБ, доля клиентов высокого уровня риска от общего числа субъектов предпринимательской деятельности составит менее 1%, предлагается предусмотреть возможность применения процедуры принудительной ликвидации для таких ЮЛ/ИП по инициативе ЦБ или иного госоргана без дорогостоящей трансформации систем банков», — сказал он.

Глава Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) Виктор Достов счел необходимым четко описать механизмы реабилитации юрлиц, а также иммунитет банков по их действиям с компаниями в красном и желтом секторе. По его мнению, если государство берет на себя ответственность за ранжирование компаний, оно должно отвечать и за последствия. Председатель Московской коллегии адвокатов «Арбат» Наталья Никольская считает, что важно четко установить, чем отличаются правила для кредитных и некредитных организаций, поскольку сейчас все большее количество расчетов перетекает в последних. По ее мнению, необходимо также определиться с тем, в какой мере все контрольно-информационные процедуры будут касаться граждан. «Любая неопределенность в вопросах прав физических лиц должна быть исключена», — добавила она.

Сергей Мингазов

По материалам: “Forbes”

Ранее

Кириенко берёт информполитику регионов под личный контроль

Далее

Red Wings заплатит $500 млн за обслуживание двигателей SSJ 100 по контракту на 20 лет

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru