Минтариф обратился в ФАС с предложением усилить регулирование в сфере обращения с ТКО
Тариф на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) для потребителей Челябинской области «перегружен» транспортными расходами, считают эксперты. Порядка 70% платежей населения и предприятий уходят перевозчикам. При этом, по мнению участников рынка, бенефициары регионального оператора «Центр коммунального сервиса» (ЦКС) также контролируют вывоз отходов. Основным игроком в этой сфере, которого соотносят с регоператором, является компания «Эковывоз», получившая трехлетние контракты стоимостью 4,5 миллиарда рублей. В связи с этим Министерство тарифного регулирования Челябинской области заявило о необходимости введения государственного контроля при определении цены на транспортировку ТКО. По мнению регулятора, такая мера позволит увеличить прозрачность тарифообразования для потребителей, а также исключить попытки ЦКС заложить в тариф колоссальные расходы на перевозку отходов. Так, например, в 2021 году под этим предлогом компания уже пыталась получить в тарифе лишние 800 миллионов рублей, однако Минтариф тогда урезал аппетиты регионального оператора.
Министерство опубликовало итоги мониторинга деятельности субъектов естественных монополий. В документе отмечается, что по его итогам были выявлены проблемные вопросы, которые требуют решения на федеральном уровне.
Так, например, с целью обеспечения для потребителей прозрачной методики формирования транспортных услуг в тарифе по обращению с ТКО и контроля их исполнения необходимо введение государственного регулирования транспортной составляющей тарифа, которая составляет в нем до 70%. К прочему, ведомство отмечает необходимость этапа обязательного общественного обсуждения инвестиционных программ. Как пояснили «Правде УрФО» в министерстве, сформированные предложения были переданы для рассмотрения в ФАС России.
Отметим, что пока начальная цена контракта определяется только 484-м постановлением Правительства РФ. В документе содержится перечень статей, из которых формируется экономически обоснованный размер расходов на транспортирование ТКО. Если аукцион признан несостоявшимся, регоператор вправе самостоятельно, без привлечения иных операторов, транспортировать отходы по цене несостоявшегося аукциона или провести новый аукцион. Однако даже в самой ФАС признают, что существующий механизм формирования начальной цены контракта не может считаться гарантией формирования экономически обоснованной цены.
При этом в Челябинской области, по мнению экспертов, сложилась монопольная ситуация на рынке ТКО. Экономист Сергей Гордеев считает, что монополизация финансовых потоков гарантирует исполнителям сверхдоходы после формальных «квазиконкурсных» процедур.
«Анализ сложившейся ситуации показывает следующие главные элементы схемы извлечения сверхприбыли: наличие официально убыточного (что, как правило, не соответствует реальности) генподрядчика – регионального оператора ТКО. В нашем случае им выступает ЦКС, который как офисная финансовая структура собственно работой с ТКО не занимается. Наличие у такого регионального оператора субподрядных организаций – «структур обслуживания», – формально независимых, но, по сути, полностью аффилированных с оператором (в данном случае это «Эковывоз» и «Полигон ТБО» – Полетаево), фактически получающих многомилионные объемы чистой прибыли, которой они вправе распоряжаться самостоятельно. Именно эти «структуры обслуживания» за счет денег (и мнимой убыточности) регионального оператора ЦКС оказываются одними из самых доходных организаций Челябинской области», – считает Сергей Гордеев.
Как ранее сообщала «Правда УрФО», в июне 2019 года ЦКС расторговал 22 лота на транспортировку ТКО в течение трех лет. Самые дорогостоящие контракты при этом достались ООО «Эковывоз» – компания получила маршруты в Челябинске, Южноуральском городском округе, а также в Октябрьском, Троицком, Еткульском, Пластовском и Увельском муниципальных районах. Самыми финансово емкими стали договоры по столице Южного Урала, где компания получила три лота стоимостью 3 млрд рублей. Суммарно по области «Эковывоз» должен заработать 4,5 млрд рублей на транспортировке ТКО.
Такая схема работы, если принять, что у ЦКС и «Эковывоза» одни конечные бенефициары, позволяет им направлять все средства, собранные с потребителей в составе тарифа, на оплату многомиллиардных контрактов с транспортниками. При этом регоператор ежегодно пытается заложить в тариф максимальные расходы на перевозку ТКО.
Так, в конце 2020 года ЦКС попросил у Министерства тарифного регулирования Челябинской области учесть в тарифе почти 2,5 млрд рублей в качестве затрат на перевозку. При этом в обоснование компания предоставила заключенные договоры с транспортными организациями. Однако регулятор отказал региональному оператору, так как тот не показал в заявке полного экономического обоснования цены, в том числе при проведении торгов. После расчета экспертами ведомства было определено, что экономически обоснованные затраты ЦКС на перевозку составляют только 1,662 млрд рублей.
Как указывают аналитики, тот факт, что регоператор продолжил исправно рассчитываться с «Эковывозом» в 2021 году, только подтверждает «раздутость» расходов на транспортировку.
«Исключение 800 миллионов рублей из экономически обоснованной цены привело бы к полному краху всей цепочки. ЦКС очень скоро перестал бы платить подрядчикам, а те перестали бы возить мусор. Думаю, что Минтариф исключил все, что мог, но стоимость перевозки по-прежнему превышает реальные затраты регоператора. Таким образом, конечные собственники транспортных компаний, которых связывают с ЦКС, продолжают получать сверхприбыль через тарифные источники», – делится мнением один из участников рынка перевозки ТКО на Южном Урале.
По материалам: “Правда УрФО”