Население остается запертым
Население ХМАО массово жалуется на проблемы с авиаперевозками. Негативные отзывы жители излагают в адрес целого ряда компаний, работающих на территории Югры. Собеседники издания перечисляют целый перечень проблем – от невозможности добраться из отдаленных населенных пунктов до райцентров даже по срочным медповодам до внезапной отмены межрегиональных рейсов. В итоге на аэродромных площадках и аэропортах возникают конфликты между пассажирами, а местным властям нередко приходится их решать в ручном режиме после того, как количество жалоб достигает критического уровня. Примечательно, что еще в конце 2019 года тему транспортной доступности и интенсификации авиасообщения поднимала в ходе онлайн-конференции с населением Югры губернатор Наталья Комарова, однако, судя по всему, в авиакомпаниях изложенные главой округа целеустановки предпочли проигнорировать или интерпретировать в выгодном для себя ключе. А жителям на фоне сокращения частоты рейсов приходится договариваться с пилотами о вылете за наличный расчет либо сутками сидеть в аэропортах и гостиницах, дожидаясь свободных мест.
В ХМАО-Югре с приближением межсезонья на первый план выходит проблема авиасообщения, прежде всего, внутрирегионального. Основная часть жалоб на невозможность добраться до райцентров и основных городов округа поступает из Березовского района, где велика доля труднодоступных населенных пунктов, таких, как Саранпауль, Няксимволь или Приполярный, а претензии звучат в адрес «ЮТэйр», «Нижневартовскавиа» и «Руслайн».
«Год за годом, сталкиваясь с трудностями, саранпаульцы привыкли к мысли, что можно обойтись и никуда не полететь. Не полететь в райбольницу проверить здоровье, в учреждения района, чтобы оформить документы, не полететь в отпуск, т.д. По этой причине количество желающих воспользоваться авиауслугами за последние 15 лет в разы сократилось. Однако даже при минимуме желающих улететь огромная проблема», – пишут жители района в соцсетях.
По словам граждан, до 95% населения труднодоступных поселений «годами не бывает в райцентре». Это влечет за собой и другие проблемы, в дальнейшем приводящие к конфликтам с различными надзорными органами и властями. Кроме того, вероятность улететь в запланированные сроки снижается из-за забронированных мест на рейсах для различных учреждений или туристов.
Жители, в свою очередь, предполагают, что дефицит билетов создается искусственно для организации различных «мутных схем». Так, желающим улететь приходится «договариваться», чтобы попасть на борт за наличный расчет, кратно превышающий стоимость самого билета.
Судя по всему, рейсов Ми-8 «ЮТэйр» критически не хватает. Если изучить расписание движения по местным линиям на сайте Березовского района, можно увидеть, что по большинству направлений выполняется один-два рейса в неделю без учета возможной отмены, например, по погодным условиям. Проблема усугубляется в межсезонье.
«Летела в конце июля на Сосьву. Та же самая ситуация. В кассах говорили, что мест нет (в Березово и Ханты-Мансийске). А когда села на вертолет, оказалось, что семь мест были пусты. И люди, которые спрашивали и остались без билетов, были вынуждены ехать до Игрима и выбираться на лодках», – пишет пользователь соцсетей Карина Усольцева.
С жалобами земляков согласен активист Усик Маркосян. По его словам, жители вынуждены отказываться от перелетов из-за крайне туманных перспектив возвращения.
«Записываются за месяц вперед, и то без гарантии. На стенах висят списки записавшихся, а потом люди приходят и видят, что их список сорван, и висит другой. Возникают конфликты. Рейсы сокращали последние полтора десятилетия. Я занимаюсь предпринимательством, но из-за невозможности оперативно вылетать в райцентр, не могу развивать бизнес», – говорит собеседник издания.
Проблема транспортной доступности, впрочем, характерна не только для Березовского района. На востоке Югры, где работает «Нижневартовскавиа», картина столь же печальна. Здесь жителям Покура, Корликов, Белорусского, Вампугола, Ларьяка или Охтеурья нередко приходится по несколько дней ждать возможности вылета, неся расходы на гостиницы.
«В межсезонье попасть на материк из того же Покура практически невозможно, хотя до Мегиона всего 70 километров. У нас маршрут идет по кольцу, с посадками в Былино, Вампуголе, Зайцевой Речке и так далее. Места ограничены, до 22. Есть два направления, но билетов не хватает хронически. Запись идет надолго. Вылетел в больницу, обратно не можешь, сидишь в городе. А если еще накладки из-за погоды, то ситуация усугубляется предельно. В администрации допрейсы вводят только после того, как идут жалобы вплоть до Комаровой», – рассказал депутат поселкового совета Покура Криста.
На этом фоне стоит напомнить, что еще в конце 2019 года губернатор Наталья Комарова поднимала вопрос авиатранспортной доступности в ходе онлайн-конференции с участием гендиректора ПАО «АК «ЮТэйр» Андрея Мартиросова. В частности, сообщалось об открытии новых внутрирегиональных маршрутов и субсидировании перевозок, а также их востребованности со стороны жителей. Планировалось, что субсидии позволят сократить стоимость билетов до 50%.
Подчиненные Комаровой, в свою очередь, заявляли о планах открытия допрейсов, а Мартиросов рассказывал о заявках на финподдержку межрегиональных маршрутов.
Более того, в дальнейшем власти округа информировали о сокращении тарифов и на 2021 год. Не была забыта и еще одна проблемная сфера – санавиация. В феврале стало известно о планах выделения на нее 1,3 млрд рублей в течение трех лет, а накануне была озвучена цифра в 1,4 млрд с начала года, причем львиная доля досталась АО «ЮТэйр – Вертолетные услуги». Но, судя по всему, финансовые вливания, в том числе непосредственно в авиакомпанию со стороны региона, особого эффекта до сих пор не принесли.
Впрочем, в отдельных муниципалитетах властям удалось нормализовать работу перевозчика, но здесь люди сталкиваются с проблемами на межрегиональных маршрутах, где уже работает «Руслайн».
«Открыли в этом году прямые рейсы Белоярский – Москва. Каждый третий отменяют или переносят за сутки. Народ просто в шоке. У многих стыковки, вылет в отпуск. Это просто катастрофа. Устали с ними бороться. Ссылаются то на отсутствие резервных судов, то на вспышку ковида. Обращались к депутату Госдумы Павлу Завальному, чтобы он через контроль повоздействовал. Даже люди из мэрии с этим лично сталкивались. А потом говорят, что загрузки нет», – говорит управленец.
Еще одну грань проблемы поднимает эксперт регионального отделения ОНФ Александр Хильман. По его словам, не менее проблематично бывает вылететь из центра одного муниципалитета в другой.
Например, из того же Советского невозможно добраться в Сургут, Нягань или Ханты-Мансийск, то есть города, оснащенные окружными клиническими больницами. При этом финансовые вливания в «ЮТэйр», по мнению источника издания, себя не оправдывают.
«Взамен ничего. Ни разнообразия маршрутов, ни комфорта. Акции «ЮТэйр» продать можно только с большим дисконтом. Основной заработок там видят в чартерных рейсах за рубеж. А нам, чтобы попасть в Сургут, нужно отправляться в Екатеринбург или Москву. Межрайонное сообщение почти уничтожено. А дешевый местный авиатранспорт – это еще и движение квалифицированной рабочей силы, специалистов», – уверен общественник.
Получить оперативный комментарий представителей «ЮТэйр», в адрес которой поступает наибольшее количество претензий, изданию не удалось. На телефонные звонки в компании не отвечали.
По материалам: “Правда УрФО”