“Многие получают помощь от непрофессиональных сиделок, которые в том числе даже медицинские манипуляции проводят”
В Башкирии в первой половине 2021 года закрыли 14 частных пансионатов. Причина – участившиеся ЧП в незарегистрированных учреждениях. Избежать трагических событий поможет введение обязательной лицензии. По мнению профессионального сообщества, это является необходимой мерой, но при условии учёта факторов, которые негативно скажутся на отрасли ухода за пожилыми людьми.
ЧП в учреждениях Республики Башкортостан, оказывающих социальные услуги, случаются с печальным постоянством. Последний громкий случай произошёл в селе Ишбулдино, где во время пожара погибли 11 человек. В частном доме престарелых не проводились проверки соблюдения требований пожарной безопасности, а само учреждение не было зарегистрировано как социальный объект с круглосуточным пребыванием людей.
Трагические события в домах престарелых случаются по всей России. В мае 2020 года в одном из частных домов Красногорска (Московская область) в результате пожара, вызванного неисправностью электропроводки, погибли девять пожилых людей. Ещё девять пострадавших госпитализированы. Учреждение действовало без необходимых документов.
Отрасль ухода за пожилыми людьми не регулируется, открыть частный пансионат может любой. Никакого согласования с контролирующими органами не требуется, достаточно уведомить Федеральную службу по труду и занятости о начале деятельности в сфере социальных услуг. Но и это требование, как правило, не исполняется. Вместе с тем условия, в которых живут пожилые люди, не всегда соответствуют нормам санитарной и противопожарной безопасности, и ЧП в подобных заведениях случаются регулярно. Чтобы регламентировать деятельность частных организаций, Курултай республики Башкортостан выступил с инициативой ввести обязательное лицензирование таких интернатов.
Дырка в законе
В России частным организациям, оказывающим услуги по уходу за пожилыми людьми, не требуется лицензия. Регистрация в реестре поставщиков социальных услуг происходит по желанию – для того, чтобы пансионаты могли брать постояльцев, помощь которым оплачивает государство.
По данным министерства семьи, труда и социальной защиты населения республики Башкортостан, в регионе действуют 92 частных пансионата, но только шесть из них входят в реестр поставщиков социальных услуг.
– Регистрация в реестре – процедура непростая и добровольная, а спрос на услуги по уходу настолько велик, что у большинства частных организаций все места заполняются и так, без множества проверок и комиссий, необходимых для вступления в реестр. Также в некоторых регионах действуют правила, по которым в реестр включаются только организации, работающие не менее определённого количества лет, – объясняет директор благотворительного фонда помощи пожилым людям «Старость в радость» Елизавета Олескина.
Вхождение в госреестр гарантирует соблюдение всех правил санитарной и противопожарной безопасности. В остальных случаях организации остаются вне поля зрения контролирующих органов и зачастую функционируют с нарушениями норм, в неприспособленных для маломобильных постояльцев помещениях.
Лицензировать деятельность, а не учреждения
Вывести организации из тени должно лицензирование частных домов престарелых. Председатель правления некоммерческого партнёрства «Мир старшего поколения» Алексей Сиднев отмечает, что профессиональное сообщество поддерживает идею лицензирования, но требования к учреждениям должны быть разумными. Если частные пансионаты не смогут выполнить лицензионные условия, это негативно скажется в первую очередь на потребителях: часть бизнеса закроется, цены на услуги повысятся, предложений станет меньше, а спрос выше.
– Главное, чтобы не оказались на улице нуждающиеся в уходе пожилые люди, чтобы они не пострадали от того, что они сами или их семьи «не тянут», – отметила Елизавета Олескина.
Алексей Сиднев считает необходимым определить, что именно в сфере помощи пожилым людям требует регулирования. По его словам, лицензирование только стационарных объектов не решит проблему безопасности услуг, которые предоставляют пожилым людям.
– Многие получают помощь от непрофессиональных сиделок, которые в том числе даже медицинские манипуляции проводят. И это огромный серый рынок, на котором работают сотни тысяч людей. Поэтому если делать лицензирование, то нужно лицензировать деятельность, а не учреждения, – говорит Алексей Сиднев.
Лицензия не для всех
Закрыть все организации, не отвечающие требованиям, нельзя, потому что бюджетные учреждения в этом случае не справятся с нагрузкой. Эксперты также предлагают не лицензировать деятельность учреждений независимого и ассистированного проживания, которые предоставляют жильё и оказывают помощь в питании, уборке и приёме лекарств. Другое дело – стационарные учреждения с квалифицированным сестринским уходом, в которых за постояльцами не только присматривают, но и обеспечивают медицинской помощью, реабилитацией, организуют отдых и досуг.
«Сейчас не всегда учитывают это разнообразие. Поэтому если просто сказать, что любой стационарный уход требует лицензирования, то закроются учреждения независимого проживания, какие-нибудь небольшие гостиницы. И в этом нет никакого смысла». – Алексей Сиднев, председатель правления некоммерческого партнёрства «Мир старшего поколения».
– Поэтому очень важно, чтобы в процессе лицензирования разработали типологию учреждений. Чтобы привязывали необходимость лицензирования не к тому, стационарное учреждение или нет, а к тому, какого уровня сложности люди находятся в нём, – объясняет Алексей Сиднев.
От государства – частникам
Сейчас человек, который ищет пансионат для своего близкого, должен сам стать экспертом и отличить хорошее и безопасное от плохого и опасного. Лицензирование же станет инструментом, который покажет, что выбранный пансионат проверен компетентными органами и выполняет разработанный профессионалами набор требований.
– Никто ведь и раньше не хотел специально поселиться в дом, где случится пожар. Но человек, у которого – часто внезапно – на руках оказался пожилой родственник, не способный ходить, самостоятельно есть, которому нужна помощь с туалетом, – не обязан мгновенно разобраться, сколько сиделок нужно в смене, что такое безбарьерная среда, как правильно организовать мытьё маломобильных людей, – считает Елизавета Олескина.
«Если он хочет поселить своего подопечного в стационар, ему нужна не просто реклама пансионатов в интернете, а способ, как отличить хорошие. Лицензирование – такой способ». – Елизавета Олескина, директор благотворительного фонда помощи пожилым людям «Старость в радость».
Однако нарушения в работе пансионатов, в том числе заканчивающиеся трагедиями, отчасти происходят из-за экономии.
– Себестоимость достойного ухода за пожилыми людьми в тяжёлом состоянии составляет 3 тыс. рублей в день, но если зайти в интернет и забить в поисковике «дом престарелых», то будет миллион предложений по 1 тыс. рублей в сутки, потому что люди не могут платить больше. Разницу между необходимыми 90 тыс. рублей и 30 тыс. могло бы доплатить государство – при условии соблюдения домами престарелых всех норм, – предлагает Алексей Сиднев. Этой точки зрения придерживаются и другие представители отрасли.
Валерия Радаева
По материалам: “Октагон”