Сохранить всё лучшее, что было в прошлом, и передать дальше

“Плотницкий двор и музей живой архаики «Новое старое» был создан 12 лет назад Дмитрием Александровичем Соколовым, реставратором деревянного зодчества”

Старина завораживает. Для тех, кто ищет в ней опору, она кажется чем-то важным и сакральным, чем-то подлинным и родным. Для нашей страны история обнулялась слишком много раз, каждый новый политический режим давал свою интерпретацию прошлому. Связь людей с корнями постоянно истончалась, но разорвать её совсем невозможно. То ли по зову какой-то генетической памяти, то ли по необъяснимой природной тяге многие из нас всё равно стремятся укрепить свою связь с корнями. И нет такой силы, которая могла бы заставить людей перестать искать своё прошлое и через него переосмыслять будущее.

«Человек без корней, как воздушный шарик без верёвочки – полетит, куда ветер подует. Я не хочу так жить», – сказал с улыбкой Саша Лепешкин, плотник-реставратор деревянного зодчества. Саша по профессии архитектор, ездил на работу пять дней в неделю, жил как большинство москвичей. А потом он попал на плотницкие курсы в музей живой северной архаики «Новое старое» в Подмосковном селе Воздвиженском. Сначала Саша учился плотницкому делу и приезжал добровольцем по субботам, потом стал ездить с местной реставрационной артелью восстанавливать деревянные памятники Русского Севера, а со временем это дело стало его основной профессией. По его словам, теперь у него каждый день есть ощущение, что он проживает свою жизнь не зря. В Воздвиженском таких историй много: кто-то меняет профессиональную деятельность на реставрацию и плотницкое ремесло, кто-то годами работает как доброволец и проводит летние отпуска на реставрации. Главное, что все, кто остаётся, говорят, что обрели здесь смысл.

Плотницкий двор и музей живой архаики «Новое старое» был создан 12 лет назад Дмитрием Александровичем Соколовым, реставратором деревянного зодчества.

Он перевёз в Подмосковье из Архангельской области курную избу XIX века, которая была почти разрушена. Вместе с единомышленниками её отреставрировал, вокруг него начало собираться всё больше людей. Потом появились другие объекты: что-то было также привезено с Севера и восстановлено, что-то построено с нуля по старинной технологии. В итоге в 50 километрах от Москвы появился подлинный архаичный островок Русского Севера, который притягивает людей, ищущих опору в старине.

Побывав тут впервые пять лет назад, я хотела выяснить, по каким принципам живёт это удивительное место, чем сам Соколов вдохновляется, чтобы продолжать своё непростое дело. На вопрос, что за люди сюда приезжают, он ответил: «Здесь собираются люди, понимающие ценность деревянных стен». Деревянные стены – это больше чем стены, это живой материал, выросший на твоей земле, сделанный твоими руками или руками твоих предков, это образ дома как твоего укрытия от внешних невзгод. Смыслы можно перечислять ещё долго, но если у человека внутри что-то откликается, значит, действительно уже есть на что опереться. А ещё он говорил: «Смысл жизни каждого человека в продолжении рода в широком смысле этого понятия. Нужно взять всё лучшее, что было в прошлом, сохранить это в себе и передать следующим поколениям».

Слова Дмитрия Александровича, чувство смысла, обретённое здесь, и понимание, что ты не одна черпаешь силы в старине, стали крепкой опорой. И вот уже нет Соколова, но его дело живёт.

Фотогалерея

Ученики продолжают проект, приезжают новые люди и тоже находят здесь для себя опору. Это не значит, что все мы собираемся пересесть на гужевой транспорт, поменять смартфоны на голубей и переодеться в вышиванки. Это просто значит, что мы хотим сохранить в себе хоть что-то хорошее, что было в прошлом, и передать это дальше.

Плотницкие работы в музее живой архаики «Новое старое». Все объекты здесь создаются по традиционной старинной технологии. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
В Воздвиженское мастера и добровольцы часто приезжают с детьми. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Конкурс на лучший проект придорожной стелы на подъезде к музею живой архаики «Новое старое». Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Андрей, один из мастеров-реставраторов. Около шести лет назад он приехал в Воздвиженское как доброволец, со временем это ремесло стало его основной работой. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Финальные работы по постройке кузницы. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Сергей, кузнец музея живой архаики «Новое старое». Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Чаепитие в малой северной избе, мастера и добровольцы используют её для бытовых нужд. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Добровольческие работы в Воздвиженском. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Руслан, мастер и нынешний руководитель музея живой архаики, проводит мастер-класс по гончарному делу. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Ежегодный фестиваль традиционного пения проходит в Воздвиженском каждый год в последние выходные мая или первые – июня. В этом году состоялся девятый по счёту фестиваль. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Обед в малой северной избе. В Воздвиженском с самого основания строгий сухой закон, и никто никогда не употребляет алкоголь. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Сергей Борисович, старший и самый опытный из мастеров «Нового старого», изготавливает декоративный элемент для светильника по коммерческому заказу. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Десятый день рождения музея живой архаики, кадр сделан в 2018 году. Во главе стола основатель и руководитель проекта Соколов Дмитрий Александрович. В апреле 2020 года его не стало. Дмитрий Александрович до последнего руководил проектом и активно его развивал. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Реконструкция двора курной избы XIX века на средства президентского гранта в 2020 году. Венцы сначала собирались и подготавливались отдельно на свободном пространстве, а потом уже переносились на нужное место с обратной стороны жилой части избы. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Детский мастер-класс по плотницкому делу на ежегодном Празднике Осени в 2020 году. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Работа Александра Ладонина, резчика по дереву. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Дети мастеров и добровольцев играют в Воздвиженском. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Рабочий процесс в курной избе. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Реконструкция крытого двора курной избы на средства президентского гранта в 2020 году. В 2021 году на эти средства создают внутренний интерьер и завершают отдельные детали строения. Его светлая часть – новая постройка, тёмная возведена в XIX веке и отреставрированная мастерами Воздвиженского за последние 10 лет. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Глинобитная печь в курной избе реконструирована в соответствии с традиционной технологией. Дым из такой печи выходит в само помещение избы и собирается под потолком, поэтому она и называется «курная». Такой способ отопления жилого пространства использовался на Севере, потому что давал больше тепла. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Руслан, мастер и нынешний руководитель проекта, за работой. Он владеет плотницким, реставрационным и гончарным ремеслом. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Работы по реконструкции глинобитной печи. Её нужно было сделать за один день, чтобы глина сохла равномерно. Для такого рывка собралось много мастеров и добровольцев. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Малая северная изба. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media
Детский рисунок, изображающий курную избу в музее живой архаики. Фото: Юлия Невская/Octagon.Media

Юлия Невская

По материалам: “Октагон”

Ранее

Мэра Великого Новгорода просят уйти «по собственному»

Далее

Евросоюз заходит в отечественные вузы с чёрного входа

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru