В обстановке политического многоголосья

Обилие партий, большинство из которых заявило о себе совсем недавно, может сильно осложнить выбор избирателей

12
фото: ИТАР-ТАСС

 До выборов в парламент Южной Осетии, намеченных на май 2014 года, остается еще немало времени, но обстановка в республике уже сейчас отличается удивительной политической многоголосицей, на фоне которой явственно выделяются требования укрепления суверенитета республики, ускорения социально-экономического развития. Ведь власти Тбилиси, поощряемые заокеанской державой, не намерены отказываться от территориальных претензий к суверенной республике и по-прежнему считают ее частью Грузии. Но, как говорится, назад дороги нет. Как подчеркивал недавно глава российского МИДа Сергей Лавров на встрече с югоосетинским коллегой Дмитрием Санакоевым, «судьба республики решена ее народом, который высказался за независимость».

Ныне действующий Высший законодательный орган республики, избранный в 2009 году, состоит из 34 депутатов. Напомним, что еще 19 января 1992 года состоялся общенародный референдум о независимости и присоединении Южной Осетии к Российской Федерации. Тогда, как впрочем, и сейчас, мало кого смущало то обстоятельство, что понятие «независимость» и «присоединение» несовместимы, тем не менее, позитивный результат того, январского, референдума до сих пор остается значимым фактором во внутриполитической жизни республики. Именно по итогам общенародного опроса в мае того же года был принят Акт о независимости Республики Южная Осетия. Именно поэтому попытка грузинских властей в августе 2008 года военной силой «отменить» волеизъявление югоосетинского народа была обречена на крах.

По мнению экспертов, предстоящие выборы в парламент подтвердят и закрепят суверенный статус республики, укрепят ее государственность. После того, как было принято решение проводить парламентские выборы по пропорциональной системе, за депутатские места, как правило, соперничали четыре — пять политических партий и общественных движений, способных преодолеть установленный семипроцентный барьер. В действующем парламенте образовано три фракционных объединения, представленных, напомним, партией «Единство» — 17 депутатских мест, Народной партией — 9 и Компартией — 8 мест. Две первые партии поначалу позиционировали себя в качестве проправительственных, а третья — оппозиционной. Вопреки принятым нормам, председателем парламента был избран депутат не от парламентского большинства, а от фракции с наименьшим представительством — коммунист Станислав Кочиев.

Новые выборы, судя по всему, пройдут совершенно в ином ключе. Политическая активность в республики резко возросла с момента последних президентских выборов, стартовавших в ноябре 2011 года и растянувшихся почти на полгода, что, конечно же, не способствовало политической и экономической стабильности в стране. Главной особенностью тех выборов стало то, что «пойти в президенты» пожелали почти три десятка человек. Эксперты опасаются, что ситуация может повториться в мае следующего года, поскольку даже после серьезного отсева, устроенного Министерством юстиции РЮО, 15 партий тем не менее получают право принять участие в борьбе за депутатские кресла.

Такое обилие политических партий, большинство из которых заявило о себе совсем недавно, сильно осложнит выбор избирателей. Кто, к примеру, до последнего времени слышал о таких партиях, как «Единая Осетия» во главе с Анатолием Бибиловым, «Завтрашний день» и ее лидере Эдуарде Габараеве или, скажем, о «Новой Осетии», ведомой Давидом Санакоевым? Конечно, лидеры этих партий, а также таких, как «Отечество», «Единство народа» и другие авторитетные и влиятельные люди в республике могут многое сделать полезного для своего народа.

Примечательно, что некоторые вновь появившиеся партии возглавили бывшие кандидаты в президенты, которые, видимо, пытаются утвердиться на политическом поле и запомниться избирателю. В названиях трех партий наличествует волшебное слово «единство». Это собственно партия «Единство» из нынешнего парламента, «Единая Осетия», «Народное единство»… Это, конечно же, вносит определенную путаницу в головах избирателей. При этом, в штабах всех трех партий прозрачно намекают на партнерские связи с российской «Единой Россией», тем самым как бы подчеркивая свой авторитет и влияние. Некоторые обозреватели в этой связи задаются вопросом, а не эффективнее и полезнее было бы сформировать из этих партий нечто подобное «Единому Фронту Возрождения»?

Одна из новых партий — «Завтрашний день» — намерена посвятить себя физическому и нравственно-духовному развитию молодого поколения республики. Ее функционеры уже запланировали ряд образовательных и общественных проектов, нацеленных на объединение молодых людей из Абхазии, России и республик Северного Кавказа. «Будущее Осетии» своей целью ставит развитие осетинского языка, а также создание программ экономического развития.

Прогнозируя итоги грядущих выборов, многие аналитики выделяют фактор непредсказуемости и отсутствие принципиальных различий в программных целях и задачах большинства партий и объединений. Практически никто из числа известных политических лидеров открыто не выступает с прогрузинскими или прозападными лозунгами, понимая, очевидно, что в таком случае избиратель их, что называется, «сотрет в порошок».

Политическая многоголосица, к сожалению, только вносит сумятицу в предвыборный процесс. Как полагает югоосетинский политолог Тарзан Кокойты, даже тем партиям, которые представлены сейчас в парламенте, не гарантировано прохождение семипроцентного барьера. Это предопределяет острые внутриполитические дебаты и публичные акции, направленные на привлечение к себе внимания избирателей, слово которых в определении будущего молодого государства станет решающим.

Батраз ХАРЕБОВ

собкор газеты «Северная Осетия» в РЮО

специально для «НВ»

Ранее

Букет от Палыча,

Далее

Чем пахнет «Билайн»?

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru