Российским автозаводам не хватает комплектующих
Европейские и российские автозаводы продолжают испытывать нехватку комплектующих. Помимо нарушения логистических цепочек и санкций негативно повлиять на рынок микрочипов может и ситуация на Украине, предупреждают эксперты. Способен ли АвтоВАЗ производить автомобили без импортных деталей, как обстоят дела у других российских производителей и чем поможет Китай, выясняли «Известия».
Заводы встают
Расположенные в России автозаводы уходят на простои. АвтоВАЗ 28 февраля остановил производство из-за нехватки деталей, но на следующий день продолжил работу в обычном графике. Теперь завод объявил о простое площадок в Ижевске и Тольятти 5 и 9–11 марта.
УАЗ не так сильно зависит от высокотехнологичных компонентов. В пресс-службе рассказали, что завод работает в штатном режиме:
— Поставки комплектующих обеспечиваются вовремя с сохранением рисков, связанных с глобальным дефицитом полупроводников. Речи о временных приостановках производства не идет.
Проблемы с компонентами испытывают и предприятия иностранных производителей. Временно встали завод Renault (Москва) и Hyundai (Санкт-Петербург). Петербургская площадка Nissan работает, однако PR-директор компании Роман Скольский не исключил приостановки производства ввиду задержек в поставках комплектующих.
Не испытывает проблем разве что завод китайского бренда Haval в Тульской области благодаря компонентам из КНР. В пресс-службе уверили, что он предприятие работает в обычном режиме, без переборов и компания стремится обеспечить производство согласно плану.
«Пережили 1990-е — переживем и 2020-е»
Часть иностранных производителей уже заморозила операции с российскими СП. Daimler Truck перестал отгружать комплектующие КамАЗу, Ford — «Соллерсу», а BMW — «Автотору».
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в видеообращении отметил, что в последние годы руководство компании прилагало все возможные усилия, чтобы устранить или максимально отдалить угрозу санкций.
«Благодаря этим действиям мы смогли запустить масштабную реорганизацию производства, создали новый модельный ряд и далеко продвинулись в разработке инновационных продуктов», — отметил Когогин. Он также отметил, что у КамАЗа есть план действий в данных условиях, согласованный с правительством Российской Федерации.
Основатель калининградского «Автотора» Владимир Щербаков также прокомментировал ситуацию:
— Весьма сожалею, что успешный и выгодный для всех участников бизнес, которому уже 23 года и в который вложен труд и энергия нескольких тысяч специалистов России, Германии и США, очень много инвестиций, создано несколько тысяч рабочих мест в странах — участниках проекта, попал в такую политическую яму. Ничего, пережили 1990-е — переживем и 2020-е.
Компоненты санкций
Санкции уже коснулись и иностранных комплектующих: немецкая ZF Friedrichshafen заморозила поставки на совместное предприятие ЦФ КАМА, где выпускаются коробки передач нескольких моделей, сообщает Financial Times.
Об эмбарго на поставки в Россию любых микрочипов, разработанных по американским технологиям, президент США Байден заявил еще 24 февраля.
«Несмотря на то что в США относительно небольшая база производства полупроводников, американские компании являются лидерами в области проектирования полупроводников и патентов на микросхемы. Многие иностранные производители полагаются на интеллектуальную собственность США при разработке собственных микросхем», — пишет американский деловой журнал Fortune.
По данным Ассоциации полупроводниковой промышленности США (SIA), на Россию приходится лишь 0,1% мировых закупок чипов. Около 70% Россия закупает в Китае, который, скорее всего, проигнорирует эмбарго Байдена.
Европейские производители Bosch, NXP и X-Fab также заявили, что будут соблюдать новые правила экспортного контроля, сообщает Bloomberg. Их продукция в частности, поставляется на АвтоВАЗ. Впрочем, российский автогигант уже начал искать альтернативных поставщиков.
Останутся только «Нивы»
Российский автогигант серьезно зависит от импортных комплектующих, признают эксперты. Их доля в производстве составляет 20%.
«Если АвтоВАЗ с завтрашнего дня не будет получать компоненты из-за рубежа, он сможет выпускать в лучшем случае «Ниву». И то при условии, что там не будет ABS, мультимедийной системы, подушки безопасности и так далее», — считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
Главная проблема — нехватка сложных электронных компонентов, считает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев:
— Мы можем делать сами компоненты начального и среднего уровней сложности. Полимеры мы теоретически можем локализовать, стекло можем, железо можем. Какие-то провода тоже. Мы совершенно не можем делать микроэлектронику, оптику, радары лидары, парктронику. У нас нет компонентной базы. Системы мультимедиа, управления климатом, активной и пассивной безопасности. ABS ESP, подушки безопасности. Это можно освоить, но это потребует достаточно серьезных усилий. Понимая ,что вся эта геополитическая история займет не один год, я бы инициировал глобальную программу по привлечению китайских производителей — как автомобилей, так и компонентов.
Машины сделают проще
Чтобы снизить давление дефицита комплектующих и санкций на автомобильную отрасль, в правительстве работают над поправками в Технический регламент, сообщает Telegram-канал «Русский автомобиль». По его информации, послабления коснутся экологического класса автомобилей, а также оснащения некоторых категорий транспортных средства ABS, ESP и системой ЭРА-ГЛОНАСС.
АвтоВАЗ, например, в качестве эксперимента сделал «Гранту» в экономкомплектации.
«Обсуждаются различные механизмы поддержки обрабатывающих отраслей промышленности, в том числе регуляторные. Будем информировать о них по мере принятия решений», — рассказали «Известиям» в пресс-службе Минпромторга.
Максим Кадаков считает подобное развитие событий вполне возможным в текущей ситуации. Сергей Бургазлиев относится к идее упрощения сертификации автомобилей отрицательно.
«Это однозначно поддержать невозможно как в части экологии, так и в части активной и пассивной безопасности. Вместо этого, на мой взгляд нерационального, предложения я бы опять же посмотрел на те китайские компании, которые выпускают современные автомобили», — отметил он.
Жгуты и неон
Ситуация на Украине уже привела к серьезным сбоям автомобильной промышленности Европы.
Porsche вынуждена остановить производство на своем заводе в Лейпциге из-за проблем с цепочкой поставок до конца следующей недели. Дело в том, что немецкая компания, как и другие бренды концерна VW, закупает жгуты проводов на Украине, сообщает Automotive News Europe.
По той же причине приостанавливают производство в Европе VW, Skoda и BMW.
Под угрозой и производство полупроводников: аналитики Techcet отметили, что оно зависит от C4F6 (гексафтор-1,3-бутадиен), неона и палладия. Россия является важнейшим поставщиком C4F6 и неона, побочного продукта производства стали, причем неон поступает на очистку на Украину. Кроме того, Россия наряду с Южной Африкой является ключевым поставщиком палладия, обеспечивая 33% мирового спроса. Он используется не только в полупроводниках, но и в автомобильных катализаторах.
Запчастей на всех не хватит
Сложную ситуацию прогнозируют и с доступностью автомобильных запчастей из-за неритмичности поставок и покупательского ажиотажа.
— Уже остановили отгрузки некоторые европейские производители. Пока на неделю, и в первую очередь из-за логистических проблем, поскольку транспортные компании сталкиваются с большими трудностями по доставке товаров в Россию. С другой стороны, есть нарастающий ажиотаж, связанный с тем, что курсы валют растут и все потребители понимают, что будет рост стоимости запчастей, — рассказал «Известиям» директор и сооснователь международной сети автосервисов Fit Service Данил Соловьев. Он предсказал, что через две-три недели россияне столкнутся с нехваткой запчастей. По его словам, азиатские производители способны покрыть дефицит, но не во всех позициях.
Евгений Багдасаров
По материалам: “Известия”