Антироссийские санкции и закрытие авиасообщения с США и Европой могут повлиять на россиян – студентов иностранных вузов
Учащиеся боятся остаться без средств к существованию из-за возможной блокировки банковских карт и падения рубля. В подвешенном состоянии оказались и абитуриенты, которые планировали поступление за рубеж в следующем учебном году. Кроме того, может значительно вырасти проходной балл и в российские вузы.
На фоне военной спецоперации на Украине и последовавших за ней санкций в Минобрнауки пообещали зачислить всех студентов, обучающихся за рубежом, в ведущие российские вузы, если они захотят вернуться. Готовность принять студентов выразили МГУ им. М. В. Ломоносова, Высшая школа экономики, МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московский физико-технический институт, СПбГУ, Санкт-Петербургский политех и ряд других университетов.
Высшая школа экономики сообщила, что подано 30 заявлений от студентов, проходивших обучение в странах Европы и США, с каждым из них вопрос будет решаться в индивидуальном порядке. В вузе студентам помогут определиться с выбором программы, пройти аттестационные испытания или собеседование. После этого учащихся зачислят на бюджетные места или места, выделенные за счёт средств университета.
Однако большинство россиян – студентов зарубежных вузов пока не спешат возвращаться в РФ. «Октагон» выяснил, как проходит их обучение и с какими проблемами они столкнулись после 24 февраля.
Студенты боятся остаться без денег
В конце февраля уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова в своём инстаграм-аккаунте написала о случаях травли российских студентов и их отчислений из иностранных вузов. В сообщении не было указаний на страну или вуз, где учащиеся столкнулись с проблемами. Обнаружить факты, подтверждающие слова омбудсмена, нам не удалось. Студенты, наоборот, говорят о том, что администрации иностранных вузов готовы оказать им любую помощь и финансовую поддержку.
Ирина (имя изменено по просьбе собеседницы) учится в магистратуре университета во французском городе Лилль, степень бакалавра девушка получила в Москве.
– В университете учится около 75 студентов из России, – говорит Ирина. – В первые дни после начала военной операции администрация университета занималась организацией помощи студентам-украинцам. А нам было немного страшно: мы не понимали, как отнесутся к нам. Непонятно было, как жить дальше в финансовом плане, если наши российские банковские карты перестанут работать, а переводы ограничат. Я, например, даю по скайпу уроки французского ученикам из России, некоторым студентам родители высылают деньги. У меня есть накопления в евро, но даже при режиме строгой экономии их хватит не больше чем на полгода. Нужно платить за жильё, на коммунальные платежи и продукты тоже уходит приличная сумма.
По словам собеседницы, 4 марта в университете организовали собрание и для русских учащихся. Администрация вуза выразила готовность поддержать всех студентов, которые столкнутся с теми или иными сложностями.
– Нам сказали, что мы можем обратиться за помощью в любой момент, просили сообщать, если будут попытки какого-то ущемления на национальной почве. Но пока ничего подобного нет, моя подруга в университете – украинка, и на наши отношения текущие события никак не повлияли. Конечно, ситуации тут тоже бывают разные. Например, в городе есть кафе, которое вместе открыли русская и украинка, они рассказывали, что получали угрозы, – добавляет Ирина.
Девушка также уточнила, что администрация вуза пообещала русским студентам финансовую поддержку в случае необходимости:
– Сказали, что, если нет денег на продукты уже сейчас, могут сразу их [деньги] выдать. О возвращении в Россию пока серьёзно задумалась только одна моя знакомая, на этом очень настаивают её родители, уговаривают перевестись в российский вуз и учиться дома, – заключает студентка.
Москвичка Анна с сентября учится в шведском городе Эребру, где проходит годичную программу подготовки.
У студентов, которые приезжают в Швецию на год, нет возможности открыть счёт в местном банке и оформить карточку, в отличие от учащихся, приехавших на более длительные программы.
– У меня был кое-какой запас наличных, родители успели перевести определённую сумму ещё до того, как курс евро сильно взлетел вверх, – рассказывает Анна. – В институте к нам относятся нормально, ничего за последние дни не изменилось. Обещали, если возникнет необходимость, рассмотреть вопрос и о материальной поддержке для тех, кто в ней нуждается. После окончания учёбы я имею право находиться в стране ещё год, этот строк даётся на поиск работы. Если трудоустроиться удастся, можно получить уже рабочую визу. Многие приехали учиться по этой программе как раз для того, чтобы остаться работать в Европе.
Ускользающее образование
В ещё более непростом положении оказались абитуриенты, которые рассчитывали на поступление в зарубежные вузы в следующем году.
– Мы планировали обучение дочери в Литве, так как даже на платном отделении в общей сложности оно выходит дешевле, учитывая все затраты на поступление в нашей стране, – говорит мама одиннадцатиклассницы Наталья. – Для зачисления в литовский вуз не нужен ЕГЭ, имеют значение оценки в аттестате. Чтобы поступить в хорошие московские вузы, нужно платить репетиторам, и это всё равно не даёт гарантий, что пройдёшь на бюджет. Вполне вероятно, что потом предстоит ещё четыре года выкладывать по 300–500 тысяч за год на платном отделении.
Наталья не уверена, что её дочь в этом году вообще сможет поступить в приличный вуз. Для усиленной подготовки к ЕГЭ времени осталось мало, а шансы на то, что всё же удастся попасть в литовский вуз, тают на глазах.
– Деньги на учёбу у нас были отложены в евро, с этим проблем нет. Но мало шансов, что дочь согласятся зачислить в университет. Детям знакомых, которые отправляли заявки на обучение в разные страны, начиная с конца февраля стали приходить отказы, – поясняет женщина.
Сын Константина в сентябре должен был уехать учиться в Чехию. Все документы на визу поданы в консульский отдел, но их не успели одобрить.
«Нам повезло, конечно, больше, чем тем, кто вообще не успел подать документы, сейчас их просто не принимают, и сколько эта ситуация продлится, неизвестно. Но всё же шансы, что визу ребёнку выдадут, и у нас небольшие. Мы оплатили часть стоимости обучения по подготовительной программе». – Константин, отец одиннадцатиклассника.
– Перед поступлением в чешский вуз в стране необходимо пройти годичную программу подготовки, включающую в себя обучение языку. Программы на английском языке в Чехии есть, но они все платные, в отличие от обучения на национальном языке. Теоретически первые полгода можно было бы учиться дистанционно, но непонятно, разрешится ли ситуация к тому времени. Дальше в любом случае необходимо личное присутствие, просто так наши аттестаты о среднем образовании там не принимают, нужно проходить нострификацию (Признание образовательных документов. – τ.), сдавать экзамены, подтверждающие полученные знания, – делится собеседник.
Российские студенты создали в интернете петицию, адресованную правительству Чехии, с просьбой разрешить выдачу учебных виз россиянам. Документ подписали уже более 4 тысяч человек. Авторы обращают внимание на то, что ранее до 15 процентов всех студентов страны составляли граждане РФ.
По словам Константина, тревогу у родителей вызывает и возможное ухудшение отношения к россиянам в Чехии.
– В школе, с которой у нас заключён договор, уверяют, что пока всё в порядке, но напряжённость по отношению к русским в Чехии, безусловно, есть. Это связано ещё с событиями 1968 года, когда СССР ввёл свои войска в Чехословакию. Сейчас Словакия предлагает русским студентам свои учебные программы, но качество обучения там всё-таки значительно слабее, чем в Чехии, – считает мужчина.
Проблемы с обучением за границей неминуемо отразятся и на выпускниках, которые изначально планировали получать высшее образование в России. По мнению экспертов, вырастет конкурс в российских учебных заведениях. Это особенно коснётся популярных направлений ведущих вузов, куда на бюджет и раньше могли попасть только самые талантливые выпускники – олимпиадники и высокобалльники.
– Среди российских выпускников было много уезжающих на обучение за границу, – комментирует ситуацию председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. – Многие из них предпочтут учиться в России. Даже у тех выпускников, которые успели получить визы, возникнут проблемы с вылетом, да и многие побоятся уезжать в условиях неизвестности и экономической нестабильности. Уже была информация и о том, что в ряде стран учащиеся сталкиваются с негативным отношением к себе. Естественно, всё это приведёт к тому, что вырастет конкурс при поступлении в российские вузы, проходной балл станет выше. В итоге это, конечно, повлияет на повышение качества образования, так как студентами смогут стать только лучшие, но поступить на бюджет в ведущие вузы будет ещё сложнее.
Светлана Цикулина
По материалам: “Октагон”