Общественность просит президента остановить развал российской школы

Реформы последних 20 лет привели к почти полному разрушению системы российского образования – когда-то лучшей в мире

pixabay.com

Стремительное падение качества обучения, засилье платных образовательных услуг, уход из школы лучших педагогов, деградация молодого поколения – результат работы сплочённой команды реформатов-цифровизаторов, монополизировавших образование на долгие годы. В контексте текущего противостояния с Западом и введённых против страны санкций общество ставит вопрос о моратории на разрушительные новации и отстранение всех причастных от разработки концепции образования в стране.

Разрушительный потенциал в образовании

«Угроза национальной безопасности России со стороны Запада сосредоточена в сфере семьи, детей и образовании», – заявила на парламентских слушаниях о законодательном обеспечени информационной безопасности детей и подростков сенатор Маргарита Павлова. По её мнению, намеренное погружение молодого поколения в информационные воронки, осуществляемое зарубежными транснациональными компаниями, может привести к окончательному разрушению российской системы образования.

«Наше образование существенно деградировало за последние 15 лет. Если мы собираемся возрождать новую сильную Россию, то одним из важнейших направлений работы должно стать как раз образование», – подчеркнул депутат Госдумы Пётр Толстой.

Между тем команда реформаторов и цифровизаторов, ещё в 90-х годах полностью монополизировавшая образовательную повестку в нашей стране, отступать не планирует. В образовательной политике сохраняется курс на цифровизацию, уничтожение традиционной школы и нивелирование роли педагога в обучении и воспитании детей. Очередным гвоздём в крышку гроба отечественной системы образования, по мнению родителей и экспертов, могут стать новые Федеральные государственные стандарты (ФГОС), которые вступят в силу с 1сентября текущего года.

Представители движения «Родители Москвы» направили обращение президенту с просьбой остановить переход на обучение по новым ФГОС и отстранить его разработчиков, а также лиц, причастных к реформированию образования на протяжении последних 20 лет, от дальнейшего участия в разработке концепции образования в РФ.

«Указанные ФГОС обладают разрушительным потенциалом и ставят под угрозу само существование школы как социального института в традиционной форме, которую поддерживает подавляющее большинство российского общества. Мы как родители и как граждане, опираясь на законодательство РФ, заявляем, что вопросы, чему и как школа будет учить наших детей, требуют общественного обсуждения, а не договорённостей в узком кругу деятелей образования либерального толка с чиновниками, которые выливаются в стратегические документы, обладающие разрушительным потенциалом для системы народного образования. Министерство просвещения использует нечистоплотный с этической точки зрения и преступный – с правовой, приём: ФГОС предусматривает обязательное использование цифровой образовательной среды в урочной и неурочной деятельности», – говорится в обращении.

Предполагается, что новый ФГОС будет действовать 11 лет. Документ был создан в ходе кардинальной переработки стандарта, разработанного ещё при предыдущем министре просвещения Ольге Васильевой.

Полноценного общественного обсуждения фактически нового ФГОС проведено не было. В ответ на возмущение общественности в СМИ развернулась активная реклама новых стандартов, в частности по телеканалу «Культура» был показан документальный цикл «Школа будущего», в котором традиционная школа представляется как устаревший и изживший себя институт.

Разработчиками нового ФГОС стали известные ещё с 90-х годов идеологи кардинальной трансформации и цифровизации российского образования Александр Адамский, Александр Асмолов, Игорь Реморенко, Виктор Болотов, Исак Фрумин, Александр Семёнов, Дмитрий Песков и другие.

– Цель нового ФГОСа в окончательном внедрении цифровых технологий в обучение, несмотря на протесты учителей, врачей и родителей, – считает кандидат педагогических наук Елена Баринова. – Учителям теперь предписывается так планировать рабочие программы, чтобы обучение с применением дистанционных технологий и цифровых образовательных программ можно было применять по каждой теме. Появился в новом ФГОС и пункт про цифровое портфолио, в котором должна хранится вся информация о ходе образовательного процесса каждого учащегося. Кроме того, акцент в документе делается и на то, что педагог должен индивидуально подходить к каждому учащемуся в зависимости от его способностей и интересов. В условиях традиционной школы это фактически невозможно, то есть опять мы видим отсылку к цифровой траектории, в которой учитель выполняет лишь роль навигатора.

По словам педагога, в образовательном стандарте декларируется дальнейший уход в сторону замены знаний компетенциями, предполагается сокращение обязательного времени на изучение материала, усиление роли проектной деятельности перед системным и последовательным обучением.

Родители видят в новом ФГОС и предпосылки к образовательному неравенству и дальнейшему разрушению единого образовательного пространства. Детей предлагается делить на группы в зависимости от образовательных успехов, а школы распределять по уровням по заданным, не всегда объективным критериям. С таким подходом мы уже сталкивались при объединении школ в образовательные комплексы в Москве, которое привело к резкому падению качества образования и деградации ранее сильных образовательных учреждений.

Под российскую школу заложили бомбу

Больше 20 лет наше образование подвергается жёстким реформам, результатом которых, несмотря на красивые обещания, неизменно остаётся падение качества образования, коммерциализация обучения и деградация молодёжи. Основная цель образовательных реформ изначально сводилась к полному демонтажу советской образовательной системы и воспитанию из подрастающего поколения квалифицированных потребителей. Эту цель ещё в 2007 году озвучил тогдашний министр образования Андрей Фурсенко, сейчас являющийся советником президента по этому направлению, а также одной из ключевых фигур в группе реформаторов российской школы.

Большую роль в трансформации образования сыграл и педагог-психолог Александр Асмолов. Ещё в бытность замминистра образования в середине 90-х годов он выступал против сохранения единого образовательного пространства, а также продвигал в образовании принципы «вариативности» и «деидеологизации». Именно в то время из России началась утечка мозгов за рубеж, коммерциализация образования, советская система воспитания была заменена на институт психологической помощи. Затем наступила и эпоха ЕГЭ, объединения школ, разрушения дополнительного образования и тотальной цифровизации, главными идеологами которой стали форсайтщики Павел Лукша и Дмитрий Песков. Помимо прочего, бесконечные реформы образования стали для причастных и отличной возможностью для заработка, в том числе за счёт монополизации рынка учебников и цифровых образовательных платформ.

Председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин считает, что санкции и противостояние с Европой и США открывают России окно возможностей, которое позволит положить конец разрушительным реформам, с которыми наше образование столкнулось в последние десятилетия.

– Так называемые реформаторы образования, некоторые из которых сейчас открыто позволяют себе антироссийские высказывания, фактически заложили бомбу под всю систему обучения в нашей стране, – говорит эксперт. – Это целая сплочённая команда, в которой каждый играет строго отведённую ему роль. Фурсенко, Адамский, Асмолов, Калина, Кузьминов, Фрумин, Болотов и другие своими реформами фактически вогнали систему образования в глубокую кому. В результате обучение наших детей ведётся в урезанном и искажённом виде, и это не может не угрожать национальной безопасности страны. Сейчас самое время поставить окончательную точку в этом вопросе. По сути, называя вещи своими именами, господ модернизаторов нужно самих денацифицировать и русифицировать. Всё происходящее сейчас в образовании антинародно и идёт вразрез с интересами государства.

По мнению Виктора Панина, команда реформаторов, очевидно, в своих действиях изначально пыталась преследовать и какие-то благие цели. Но полное непонимание устройства системы и нежелание считаться с любым другим мнением, отличным от своего, привело к масштабным побочным эффектам, фактически разрушившим образование.

– Система образования в любой стране всегда консервативна по своей сути, любые изменения в ней нельзя производить резко и стремительно, – подчёркивает собеседник. – Новые ФГОСы писались в соавторстве с товарищами из-за рубежа, об интересах нашего народа в этих вопросах просто никто не задумывался. При этом нормального общественного обсуждения новые стандарты и другие реформы традиционно не проходят, всё делается только для видимости, а голоса противников не учитываются.

«Одной из ключевых фигур в команде реформаторов является Андрей Фурсенко, на роль образовательных министров и руководителей департаментов назначаются фактически марионетки этой команды. Тот же глава Минпросвещения Сергей Кравцов действует строго по указке, полученной от своих кураторов, он абсолютно не самостоятелен». – Виктор Панин, председатель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования.

Эксперт обращает внимание, что команда реформаторов получала значительный объём финансирования с Запада, не секрет, что судьбоносные образовательные реформы производились на деньги Всемирного банка. В контексте санкций с траншами могут возникнуть проблемы. Очевидно, что так или иначе ударит по планам цифровизаторов и уход с рынка зарубежных поставщиков программного обеспечения и техники.

– Я считаю, что переоценка разрушительных образовательных реформ в России в конечном итоге будет произведена. Это вопрос времени, работы экспертов, которым предстоит восстанавливать разрушенное, запроса общества и возможностей государственного аппарата, – заключает эксперт.

Светлана Цикулина

По материалам: “Октагон”

Ранее

Рецепты для аптек

Далее

«Уже невыгодно»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Рейтинг@Mail.ru