Шаги Правительства РФ по ослаблению санкционного давления на экономику порождают новые вопросы
Один из главных – как потребителей будут защищать от контрафакта. Особые вопросы к товарам, завезённым в Россию до вступления в силу закона о легализации параллельного импорта. В последние месяцы они продавались не только физлицам, но и госструктурам. На таких сделках специализировался в том числе электронный торговый портал Газпромбанка (ЭТП ГПБ). Он предлагает клиентам не только товары, но и признанное нежелательным в стране программное обеспечение.
В конце марта президент России Владимир Путин подписал указ, запрещающий госорганам и госзаказчикам использовать иностранное ПО на критической инфраструктуре начиная с января 2025 года. Уже с 31 марта этого года, согласно документу, заказчики «не могут осуществлять закупки иностранного ПО» без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Меры были введены «в целях обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры» страны после того, как в начале весны Microsoft, IBM, Dell, Cisco, Asus, AMD, Intel и другие IT-компании заявили об уходе с российского рынка.
На прошлой неделе стало известно, что власти прорабатывают вопросы ускорения замены иностранного ПО на отечественное. В частности, как писал РБК, Минцифры, Минфину и Минэкономразвития поручено до 15 июля представить предложения по введению специального порядка списания амортизации либо начисления ускоренной амортизации используемого иностранного софта, который планируется заменить на российский.
Одновременно с этим в стране был легализован параллельный импорт. Одна из крупных площадок, где можно найти товары ушедших брендов, в том числе зарубежное ПО, – электронный торговый портал Газпромбанка. В разделе «Санкционные товары» размещено свыше 4 тыс. товарных позиций иностранных производителей.
Торговый портал существует восемь лет, раздел «Санкционные товары» реализован в рамках сервиса «Биржа импортозамещения», запущенного этой весной при поддержке Минпромторга и Минцифры. «С его помощью заказчики смогут публиковать запросы на приобретение промышленной продукции, запасных частей и комплектующих, а поставщики – направлять свои ценовые предложения и предлагать аналоги без дополнительных затрат, согласований и посредников», – пояснялось в сообщении Минпромторга.
Как указано на сайте Газпромбанка, электронная торговая площадка представляет собой дочернее общество финансовой организации, «оказывающее услуги в области организации и проведения закупок в электронной форме».
Заказчиками на портале значатся крупные госпредприятия, в том числе промышленного сектора: «Криогенмаш», ИЗ-КАРТЭКС имени П. Г. Коробкова, НПО «Искра», «Корпорация “Комета”» и другие.
Список предлагаемых к покупке «санкционных товаров» включает лицензию на использование ПО MicrosoftOV SQL за 200 тыс. рублей, лицензию на сервис Webex Cloud для проведения видеоконференций за 16 тыс. рублей, лицензию на ПО Cisco US license за 375 тыс. рублей и ещё несколько десятков подобных позиций.
– Создаётся впечатление, что одна рука нашей власти не знает, что делает другая. Налицо несогласованность и даже противоречивость принимаемых решений, запускаемых проектов. Кому это выгодно, кто будет отслеживать реализацию запретов, если на все предыдущие рекомендации по ограничению иностранного ПО госорганы не спешили реагировать? – прокомментировал «Октагону» один из участников рынка биржевых продаж.
Контрафакт под вопросом
Несмотря на название раздела, представленную на электронной площадке Газпромбанка продукцию нельзя назвать санкционной в привычном понимании: там не найти запрещённых к ввозу в Россию товаров (например, некоторых импортных продуктов питания). На портале прогосударственного банка размещены товары брендов, которые по собственной инициативе прекратили торговые отношения с нашей страной после начала спецоперации на Украине.
Кроме того, как наказуемое деяние продажа санкционных товаров в законодательстве не рассматривается, пояснил изданию юрист Евгений Осинцев. В Госдуму дважды вносился проект закона, запрещающий сбыт, транспортировку и хранение санкционных товаров под угрозой административного наказания, но он так и не был принят.
– На практике ответственность за продажу санкционных товаров определяется по статье 14.2 КоАП РФ. Это общая норма, предусматривающая ответственность за продажу товаров, реализация которых запрещена или ограничена вне зависимости от того, санкционный товар или нет, – отметил собеседник.
Основной вопрос экспертов к площадке Газпромбанка – насколько успешно она обходит риски реализации контрафактной продукции. На ЭТП ГПБ представлены более 4 тыс. предложений о продаже компьютеров покинувшей российский рынок марки Dell, шин Michelin, телевизоров Panasonic, фотоаппаратов Canon, одежды и обуви Nike, мебели IKEA, бытовой химии разных брендов и так далее. Большинство из этих товаров на других площадках уже не найти, при этом разница в цене может быть значительной как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Например, за 25 тыс. рублей продаётся LED-телевизор Panasonic TX-43DR300ZZ. Последняя цена на него в интернете составляла 22,6 тыс. рублей. Беззеркальная камера Canon EOS R6 там же стоит в полтора раза дешевле, чем была в официальном магазине – 240 тыс. против 370 тыс. рублей.
На запрос «Октагона» о том, как ЭТП ГПБ минимизирует риски реализации контрафактной продукции и будет ли вводить какие-либо ограничения по товарным позициям в связи с решениями Правительства, ответа не поступило.
По словам юриста Евгения Осинцева, значительное количество «торговых» нарушений, выявляемых при проверках контролирующими органами, связано с продажей контрафактной продукции. Он отмечает, что при разработке макетов и текстов рекламных или информационных сообщений для размещения в торговом зале, на вывесках или на сайте магазина нужно проверять, не используются ли товарные знаки и символика, принадлежащие другим лицам.
– Неоднократное нарушение этого правила может стать поводом для принудительной ликвидации торговой организации или лишения ИП этого статуса на основании статьи 1253 ГК РФ. Принудительная ликвидация бизнеса по правилам статьи 1253 ГК РФ возможна не только за использование чужих товарных знаков в рекламе, но и за незаконную продажу товаров, на которые нанесены подобные обозначения. При этом размещение товаров в торговом зале, на полках или стеллажах приравнивается к реализации (определение Верховного суда РФ от 02.09.19 № 305-ЭС19-13784), – подчеркнул эксперт.
При этом сам торговый портал Газпромбанка дистанцируется от истории с продажей продукции. На сайте указано, что «сведения, размещённые в настоящем каталоге, не являются рекламой, носят исключительно информационно-справочный характер и предназначены для информирования заказчиков о перечне товаров, работ, услуг, закупка которых возможна на Торговом портале».
Параллельный импорт как новые риски
Раздел с «санкционными товарами» на торговом портале Газпромбанка заработал весной, в то время как параллельный импорт официально узаконили в июне, но частично – в отношении определённых категорий и марок товаров, которые содержатся в списке Минпромторга.
После этого решения у экспертов возникли опасения о предстоящем резком росте объёмов контрафактной продукции на российском рынке. В середине мая такой прогноз, в частности, дала Ассоциация европейского бизнеса. Под контрафактом понимаются не только подделки оригинальных товаров, но и продукция, ввезённая в страну без разрешения. Как пояснил управляющий партнёр коллегии адвокатов «Дедков и партнёры», адвокат и патентный поверенный Евгений Дедков, если товар не входит в утверждённый список Минпромторга, значит, он запрещён к ввозу и судебная практика приравнивает его к контрафакту.
– Ещё в 2002 году в законодательство внесли поправку о том, что товар должен быть введён в реализацию на территории РФ. Таким образом ограничили параллельный импорт, потому что если продукция введена в товарооборот на территории иностранного государства, то сам факт её ввоза на территорию РФ требует согласия правообладателя или некоего уполномоченного лица, – рассказал Евгений Дедков.
Легализация параллельного импорта в России облегчает оборот контрафактной продукции, считает старший партнёр юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин. Во-первых, за счёт децентрализации поставок товаров: разобраться, какая продукция является оригинальной, а какая – контрафактной, «для правообладателя становится явно сложнее».
– Теперь они вряд ли смогут и будут определять, оригинальный ли это товар самого правообладателя или подделка (контрафакт). И поскольку первый ввозить можно, то, скорее всего, будут пропускать и второй, – прокомментировал Роман Речкин.
Правообладателю теперь придётся самостоятельно выявлять подделки на рынке и бороться с их продавцами. Ответственность за нарушение законодательства целиком будет возложена на продавца.
Фото: pixabay.com
По материалам: “Октагон”