Глобальные реформы школы пройдут в авральном порядке

“Такой подход предполагает передел всего издательского бизнеса”

Президент России Владимир Путин подписал закон о единых образовательных программах. Документ был в рекордные сроки принят Госдумой в трёх чтениях. Предполагается, что единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) уже с 1 сентября 2023 года станут обязательными для всех школ, в том числе частных. Кроме того, в учебных заведениях появятся и строго регламентированные федеральная рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. Школьные учебники и пособия отныне будут создаваться через госзаказ. Минпросвещения получит монополию на выбор авторского коллектива и экспертизу литературы.

С 1 сентября 2023 года обязательными к применению для школ должны стать единые программы по ряду гуманитарных предметов. Для начальной школы это русский язык, чтение и окружающий мир, а для средней – русский язык, литература, история, география и ОБЖ. По этим дисциплинам Минпросвещения планирует разработать ФООП уже к 1 января будущего года.

Согласно задумке авторов, единые программы будут содержать обязательный минимум для школ. Давать ученикам больше знаний учителя имеют право, а меньше – нет.

Глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова уже назвала такой подход «золотым стандартом» образования.

Между тем ранее в Минпросвещения «золотым стандартом» уже окрестили новый Федеральный образовательный стандарт (ФГОС), на который с этого учебного года перешли все ученики первого и пятого классов.

«Со следующего учебного года мы будем реализовывать единые программы обучения. Это даст возможность учителям воспользоваться теми программами, которые разработаны на федеральном уровне в соответствии с принятыми федеральными государственными стандартами», – заявлял министр Сергей Кравцов в августе 2021 года.

Ранее «Октагон» писал о том, что новый ФГОС был внедрён в этом году в школы в абсолютно сыром виде. Учителя были вынуждены разрабатывать образовательные программы с помощью неудобного конструктора буквально на коленке. Учебников по новым стандартам в школах нет до сих пор, они должны появиться не ранее января следующего года.

Учитывая опыт этого года, педагоги боятся, что и новые глобальные реформы из-за аврального порядка проведения без общественного обсуждения и полноценной проработки и апробации учебных программ принесут больше вреда, чем пользы.

«Принятие закона о единых программах, по сути, обнуляет все наработки педагогов, сделанные в соответствии с новым ФГОС, по крайне мере, по гуманитарным предметам, единые программы по которым должны стать обязательными». – Ирина Беспалова, учитель русского языка и литературы.

– Не очень понятно, зачем нас заставляли всё лето переделывать программы, если со следующего года всё опять придётся менять, – считает учитель русского языка и литературы Ирина Беспалова. Сама по себе идея перехода всех школ на единые программы многим педагогам видится правильной, однако её авральная реализация может, как обычно, перечеркнуть все благие начинания. Новый ФГОС разрабатывался шесть лет, тем не менее в программах очень много ошибок и несостыковок, а учебников и вовсе до сих пор нет. Как можно разработать качественные единые программы для всей страны за три месяца, я и вовсе не понимаю.

По словам педагога, учителей настораживает и то, что чиновники планируют загнать преподавание предметов в слишком строгие и чёткие рамки. При этом в преподавании гуманитарных дисциплин есть разные подходы, и на сегодняшний день в науке нет чёткого понимания, какой из них на самом деле верный.

Унификация программ может привести к тому, что школьники просто окончательно потеряют способность критически мыслить.

– В Минпросвещения работают чиновники, которые практически никакого отношения не имеют к школе, – говорит Беспалова. – Не очень понятно, как эти люди будут определять, какая концепция преподавания предмета верная, если даже у научного сообщества на этот счёт нет единого мнения. К тому же всё быстро меняется. Через некоторое время мы можем прийти к тому, что выбранный на государственном уровне подход окажется неправильным. И что делать тогда? Только опять переходить на новые стандарты и переучивать всех заново, но этим мы уже и так занимаемся с 90-х годов. К созданию единого образовательного пространства нужно стремиться, но это долгий процесс, который предполагает работу с образовательными экспертами и обязательную апробацию материалов и учебников до их внедрения. Каких-то реальных действий в этом направлении мы вновь не видим. Образовательная система по сути своей инертна и не может меняться с такой скоростью, с которой хочется чиновникам.

По мнению экспертов, внедрение единых обязательных программ именно по гуманитарным предметам говорит о том, что государство хочет взять под свой контроль всю идеологическую часть процесса обучения.

– С одной стороны, авторы закона о единых программах подчёркивают, что в рамках обучения нельзя давать меньше установленного минимума, а больше – пожалуйста, – объясняет доктор педагогических наук Александр Пищелко. – Но не приведёт ли это к перегибам на местах? На деле это может обернуться тем, что администрации учебных заведений будут принуждать педагогов слепо следовать установленной программе, чтобы «не наговорить лишнего». Это в первую очередь ударит по сильным предметникам, которые стремятся дать детям максимально разносторонние знания, показать разные подходы в трактовке тех же исторических событий или в изучении литературных произведений.

По словам эксперта, в школах пока ещё есть учителя, которые прежде всего работают за идею, а не за зарплату. Спуск сверху единых обязательных программ и учебников и возможный жёсткий контроль за их исполнением со стороны администрации они воспримут как недоверие. Ко всему прочему, по мере сокращения списка допущенных в школы учебников учителям придётся переделывать все наработки, которые многие составляли годами.

Всё это может ускорить дальнейшее сокращение педагогического состава в учебных заведениях.

– Для чиновников единые программы обучения, безусловно, выгодны, они серьёзно облегчат им задачу при проверке учебных заведений, – считает учёный. – Кроме того, отчасти такой подход может решить и больной вопрос с бумажной нагрузкой учителей. Теперь им можно будет не составлять собственные программы, а использовать готовые. Однако всё это в конечном итоге может серьёзно отразиться на качестве учебного процесса, если учитель потеряет возможность выходить за рамки установленной программы.

Большое опасение у учителей вызывает и внедрение единой образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). «На сегодняшний день нет чёткого понимания, кто и как будет составлять образовательные программы для особенных детей, это должны делать профессионалы, а не чиновники. Дети с особенностью развития очень разные, к ним в любом случае нужен индивидуальный подход, иначе они заведомо окажутся в неравных условиях», – подчёркивает педагог Нина Салина.

В рамках принятых поправок к закону «Об образовании» все допущенные в школы учебники и пособия будут создаваться через госзаказ. Выбор авторов пособий и их экспертиза станут прерогативой Минпросвещения. Исключительные права на учебники передадут государству. Эта модель почти полностью повторяет ранее действующую в СССР.

Предполагается, что замена учебников пройдёт постепенно. В частности, пособия, которые по состоянию на 31 декабря 2022 года войдут в федеральный перечень, будут использоваться в школах ещё пять лет. Тем временем информации о том, какая судьба будет ждать учебники, которые сейчас готовятся в рамках новых ФГОС и должны поступить в школу в январе, пока нет.

«Такой подход предполагает передел всего издательского бизнеса. Минпросвещения будет единолично выбирать издательство, где их будут печатать, и авторов». – Николай Беляков, учитель истории.

– Ранее авторы готовили учебники, а затем из них эксперты выбирали те пособия, которые допускали в школу, – говорит Николай Беляков, много лет проработавший учителем истории в школе. – Конечно, не обходилось без коррупционной составляющей, но тем не менее существовал хоть какой-то конкурентный подход. Теперь же коллектив авторов будет выбираться ещё до создания пособий. И если конечный продукт вдруг окажется плохим, Минпросвет вряд ли признает свою ошибку, разве что со временем доработает учебник. При этом учитель будет зажат требованиями единой программы в условиях отсутствия качественных учебников и возможности выбора какой-то альтернативы. И не получится ли так, что все дети страны будут годами учиться по некачественным учебникам без возможности что-то изменить?

Учитель уточняет, что по всем предметам, которые пока не вошли в список дисциплин с обязательной единой программой, они станут рекомендуемыми. Школа сможет создавать свои собственные программы на основе утверждённых или прямо их использовать.

– Полагаю, что в текущей ситуации большинство директоров школ предпочтёт пойти по лёгкому пути и неукоснительно следовать государственным ФООП. Получается, ближайшее будущее российского образования напрямую зависит от того, что сваяют чиновники в стенах Минпросвещения за ближайшие три месяца. А также от того, насколько жёстко администрации школ будут контролировать следование учителем спущенной сверху программе, – заключает эксперт.

Фото: pixabay

Светлана Цикулина

По материалам: “Октагон”

Ранее

Саудовский кронпринц стал ещё ближе к трону

Далее

«Забудь меня, военкомат!»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Рейтинг@Mail.ru