Как любимый продукт не сделать вредным – такую задачу решил советский инженер и его партнеры
Копчености на русском столе с незапамятных времен. Мясо, рыба, колбасы – поистине, шедевры вкуса, если их грамотно приготовить.
В таком деле важнейшее – дым. Многие, как и автор этих строк,сегодня задумываются о своей мини-коптильне на даче, желают сами готовить вкусный продукт по правильной технологии.
Неискушенным представляется, что все просто– главное,резервуар и дым. И я, признаться, считал так, пока не встретился с Романом Сакаевым, молодым бизнесменом из Санкт-Петербурга, объяснившим, что такое современные технологии копчения, и чем они от «дедовского» способа отличаются.
Роман Сакаев руководит группой компаний «Ижица» по разработке, производству и продажам коптильного оборудования. Мы говорили о современных подходах в бизнесе, об экологичности продуктов и здоровье, о советской инженерной школе и о силе семейных традиций. «Ижица» основана его отцом, Равилем Владимировичем Сакаевым, еще в 1992 году.
Копчености, это энергоемкий продукт. Белок – самый главный строительный элемент жизнедеятельности организма. В России богатые традиции копчения. Это связано с огромными территориями, обилием дичи, рыбы, разнообразным климатом, с давней историей взаимодействия с другими культурами.
Конечно, еще сто или пятьдесят лет тому назад людей больше заботили не столько полезности копченого продукта, сколько возможности таким способом подольше его сохранить. Поэтому коптили и сушили по максимуму.
Сейчас времена изменились, акцент идет именно на полезность копченых продуктов. Хотя,наше сознание в этом вопросе еще инерционно. По старинке мы думаем, что перекопченный продукт – он «дедовский», именно то, что нужно. И вот тут, как раз,возникают вопросы. Нужны знания и забота о себе и близких.
Воинствующие «любители» всех убеждают в том, что то, как их деды коптили и делали – это единственно правильно.
Роман рассказал, что на почту предприятия иногда приходят комментарии – «в нашем селе парень коптит в деревянной коптильне, перекапчивает до черноты и сажи,но у него все скупают…». В «Ижице» логично предположили:представляете, этот предприниматель мог бы продавать еще больше, если бы стал делать продукцию экологично, без «чернил», резкого запаха дегтя, с правильным золотистым цветом копчености и присущим продукту нежным ароматом!
Конечно, такие новые требования, которые общество, стремясь к здоровому питанию, все чаще и все больше будет предъявлять к качеству копченого продукта, потребует нового поколения коптильного оборудования. Именно его производит «Ижица».
Изначально главной задачей ученых инженеров компании было – очистить дым от так называемых канцерогенов.
Есть научные труды о содержании ароматических и канцерогенных веществ в дыме. Если температура дымообразования переваливает за 380 градусов, появляется деготь и сажа, в них вредные вещества, которые «лягут» на продукт.
Люди массово готовы потреблять вкусный копченый продукт, но они уже следят за тем, чтобы он был экологичный, чтобы не было слишком выраженного резкого запаха копчения, потому что «копоть»может быть сопряжена с риском заболеваний, воздействием на печень, превышением канцерогенов.
Именно современные технологии предлагают способы копчения, при которых в продукте остается все лучшее,позволяют делать вкусный, качественный, нежно ароматный продукт без канцерогенов.
Когда в «Ижице», создавали новое оборудование, с самого начала задались целью очистить дым от канцерогенов. После многих исследований и экспериментов пришли к выводу, что гораздо проще сделать так, чтобы их в дыме изначально не было.
Это не фантастика. Основная идея вот в чем – если получать дым способом трения бруска дерева о металлическую фрезу, то дым сразу удаляется с места его образования, так как фреза, как вентилятор, выдувает его, и он не успевает сгорать, и поступает в камеру копчения.
Важно, что при этом можно контролировать температуру дымообразования, меняя степень давления дерева на фрезу. Эти два важных момента и позволяют при копчении таким дымом вообще не получать канцерогенов.
При этом в дыме сохраняются все ароматические вещества. Без контроля температуры это было бы невозможно.
Первый фрикционный дымогенератор в России сделали и испытали в «Ижице». А теперь «Ижица», по сути, единственная в стране массово производит и продает фрикционную дымогенерацию с полной автоматизацией. Это и мини-коптильни горячего копчения, и большие индустриальные камеры с загрузкой от 500 кг.
Новые образцы оборудования «Ижицы» способствуют тому, что полученный после копчения продукт не содержит канцерогенов, то есть в нем их не больше, чем имелось первоначальном в сырье. Это – в тысячу раз меньше допустимой нормы, что подтвердили испытания и исследования.
Такой фрикционный дымогенератор, например, для небольшой коптильни с загрузкой до 100 кг самое то для малого бизнеса. Для рыбоводческих ферм, охотхозяйств, магазинчиков при дачных кооперативах – «для своих».
Так кто же создал этот замечательный «идеальный дым», точнее, донес до потребителя эту идею в России?
Оказывается, это инженеры еще советской школы – отец Романа Равиль Сакаев и его друг Аркадий Алексеенко, вместе трудившиеся на заводе радиоэлектронной аппаратуры в Вильнюсе.
В 1991 году СССР перестал существовать. Сакаев и Алексеенко переехали с семьями в Россию, в Санкт-Петербург.В 1992 году инженеры создали компанию «Ижица», стали разрабатывать небольшие камеры для небольших коптильных цехов. Тогда это позарез требовал зарождающийся рынок.
На первый прототип пришлось занимать у знакомых.Партнеры изначально старались изготовить такое коптильное оборудование, чтобы продукция получалась невредной для людей. Воспитанные в СССР, они не могли переступить принципы, впитанные советским поколением, и делать свой бизнес лишь ради денег.
За 30 лет «Ижица» выросла из скромного гаражного производства коптилен в группу компаний по серийному выпуску пищевого оборудования не только для России, но и международного рынка.
Сегодня 80 процентов продаж оборудования компании идут для бизнеса. Важно отметить, что оборудование «Ижица», это не конструктор, который собирается из дорогостоящих купленных элементов. Это полностью собственное производство: от листа металла до готового изделия.
Больше 7 тысяч камер продано в России, СНГ. Работают российские коптильные камеры в Норвегии, Америке, Франции, Испании, Вьетнаме, Таиланде. На продуктовых полках часто встречаются продукты, изготовленные на оборудовании «Ижицы», и они всегда отличного качества.
– У нас есть специальная лаборатория,- рассказывает Роман Сакаев, – в которой мы предлагаем опробовать новые технологии,чтобы клиент на основании своего опыта решал, какие из технологий и новых образцов ему подходят.
Мы постоянно подстраиваемся под требования бизнеса. Например, самый последний тренд: многие коптильни устанавливаются в помещениях жилых домов, необходимо эффективно удалять дым. Мы разработали для камер специальный электростатический фильтр, который позволяет это сделать. Дым превращается в воздух – прозрачную фракцию, которая незаметна для окружающих.
У нас есть мини-коптильни горячего копчения с загрузкой до 15 кг. Они подойдут для загородных домов, дач. Достаточно выставить датчик внутрь продукта, и в автоматическом режиме отслеживаются все этапы копчения. Это помогает избежать ошибок в копчении и в результате получать здоровый вкусный продукт.
Интересно, что основную идею создания оборудования «Ижица» сформулировал Равиль Владимирович Сакаев еще в далеком 1992 году. Он говорил – оборудование произведено русскими, для русских и по-русски. Это значило: все сумеем, если захотим, без излишеств и показной эстетики, надежно и эффективно, главное, с душой! В России, ставшей на курс импортозамещения, эти слова советского инженера актуальны сейчас, как никогда.
Роман Сакаев занял руководящую должность в «Ижице» в 2010 году, сменив отца.Молодой бизнесмен считает, что несет персональную ответственность перед каждым клиентом компании и, конечно, перед своим отцом, основавшим компанию, за достойное продолжение его дела.
Фото предоставлены компанией «Ижица»
Олег Злобин