В 2017-м образовательные учреждения Севастополя были укомплектованы кадрами на 96 процентов
В прошлом году не хватало уже 15 процентов учителей. Сегодня, по данным департамента образования и науки, открытых вакансий уже меньше, но цифры нестабильные – каждые несколько месяцев, как рассказывают сами учителя, кто-то уходит из школы. Наиболее печальная ситуация в сёлах – там, чтобы хоть как-то закрыть дефицит кадров, у доски ставят студентов и директоров столовых.
Уходят в бизнес и репетиторство
Больше всего городу не хватает учителей начальных классов, математики, русского языка и литературы, иностранных языков.
– В 37-й школе давно нет учителя музыки, а за прошлый учебный год в пятом классе сменились шесть учителей русского языка. Только начался учебный год, и опять один педагог ушёл. Текучка очень сильная по всем предметам. Остро не хватает учителей группы продлённого дня, – рассказывает мама одного из учеников.
Не лучше ситуация и в школе № 31. По словам отца одной из старшеклассниц, в сентябре дети учились по полдня:
«Администрация школы особо ничего объяснять не хочет, говорит, мол, учителя болеют, а заменить их некем, ждите. Уроков по два-три в день, и это выпускники, которым сдавать ЕГЭ в этом году. В 10-м классе та же история».
Учитель математики Татьяна (имя изменено) рассказала «Октагон.Крым», что подобная ситуация практически в каждой школе Севастополя.
– У нас в школе не хватает учителей химии, биологии, русского языка, но это ещё неплохо, мы кое-как закрываем часы. Каждые несколько месяцев кто-то уходит, а то и чаще. Сегодня в школах работают либо вчерашние студенты, у которых нет опыта, либо люди предпенсионного и пенсионного возраста. Остальные уходят в бизнес, репетиторство или переучиваются, получают другую профессию, – говорит педагог.
От 16 и выше
Учитель математики поясняет, что такая текучка из-за нескольких факторов: зарплата маленькая, нагрузка большая, условия труда тяжёлые, классы переполнены.
– Учитель не имеет никаких прав – ученик может тебя обругать, оплевать, ударить, а ты ничего не можешь сделать, только написать докладную, но это малоэффективно, – делится Татьяна.
Непросто работать ещё и потому, что практически в каждом классе, по словам педагога, сейчас несколько учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети очень разные: есть тихие и спокойные, а некоторые ходят по классу, шумят, выражаются, не дают вести урок. Искать к ним особый подход у преподавателей нет ни сил, ни возможностей. В прошлом году, согласно официальной статистике, из всех первоклассников более 10 процентов детей были с ОВЗ. И, как отмечают учителя, есть тенденция к росту количества таких учеников.
Педагоги получают, по информации департамента образования и науки, в среднем 49 369 рублей в месяц (цифры за первое полугодие).
Но анализ сервисов трудоустройства показывает другую среднюю цифру – 23 865 рублей, модальная и того меньше – 16 тыс. рублей.
Самих учителей их средняя зарплата в 49 тыс. очень удивляет. Татьяна говорит, что реальная зарплата иногда даже меньше модальной:
– Ставка школьного педагога в Севастополе для молодого специалиста, по-моему, 10 300 рублей, может, сейчас немного подняли. Плюс региональная доплата 5 тысяч рублей. Если есть выслуга лет, можно получать около 20 тысяч. Ещё примерно 5 тысяч за классное руководство, кто-то берёт сразу два класса, чтобы больше выходило. Педагоги вынуждены брать полторы-две ставки – это типичная нагрузка на учителя. И не только для того, чтобы закрыть вакансии, но и для того, чтобы просто прокормить семью. Вот со всеми надбавками и переработками выходит где-то 30–35 тысяч, редко 40.
Квартирный вопрос
В отдалённых и сельских районах ситуация ещё сложнее. Например, в школе № 20 в Андреевке учитель истории и естествознания – это директор столовой, которая когда-то получила педагогическое образование, но не преподавала долгие годы. По словам родителей школьников, логопед в этой же школе не имеет специального образования, только учится.
С кадровым голодом в сельских районах должна была помочь программа «Земский учитель», которая действует с 2020 года по всей России. Благодаря ей за три года в севастопольские сёла удалось привлечь 38 учителей, получивших по миллиону рублей в качестве подъёмных.
По условиям программы, они должны были отработать на новом месте минимум пять лет, но у четверых из них в судебном порядке уже забрали обратно по миллиону – из сёл педагоги уехали раньше.
И это несмотря на тёплый климат и близость к городу.
Преподаватель биологии из Екатеринбурга Михаил Юдаков, который в прошлом году переехал в Орловку, деньги отдал добровольно и вернулся на Урал. Говорит, по семейным обстоятельствам.
– Минусы у программы, конечно, есть, как и везде, но она помогает решить вопрос с жильём, например, с первым взносом по ипотеке. Мы уже жильё присмотрели в соседнем с Орловкой посёлке, а миллион лежал в банке под проценты. В Свердловской области коллеги пользуются программой довольно активно, в основном для того, чтобы переехать из одной части области в другую или поменять регион на более тёплый, – рассказал «Октагон.Крым» Михаил Юдаков.
Но в 2023-м программу в Севастополе поставили на паузу. Как пояснили изданию в пресс-службе департамента образования и науки, в этом году на город-герой не распределяли квоту, соответственно, на субсидию не выделялись средства из федерального бюджета.
Фото: pixabay
Оксана Порицкая
По материалам: “Октагон”