Станет ли съезд ректоров Майданом российского образования

Неожиданно для политического истеблишмента да и самих ректоров Садовничий срочным порядком созвал на 10 июля внеочередной съезд Российского союза ректоров.

45

Учитывая, что предыдущий съезд был 5 лет назад, конечно, пора. Но с учетом анонсированного на предстоящий октябрь масштабного съезда с участием Владимира Путина, к которому организация уже начала системную подготовку, срочность с промежуточным съездом выглядит по меньшей мере странно. Очевидно, потребовалось  под сурдинку что-то очень быстро «принять». То есть легитимизировать.

Сам Садовничий не дает никаких объяснений, кроме того, что надо срочно решить кадровые вопросы, не терпящие еще 2-3 месяца. Но любому мало-мальски мыслящему человеку, к которым, как ни крути, относятся все ректоры, эти обстоятельства кажутся сомнительными.

И дело здесь не связано со степенью лояльности бессменному президенту РСР. Просто в последнее время Минобрнауки России столь настойчиво зачищало ректоров от инициативности и права на собственное мнение, подвешивая на крючки финансирования, реорганизации и прочей эффективности, что сносить подобные манипуляции от руководства собственного профсообщества ректорам кажется за гранью.

Предчувствие того, что ректоров просто используют, возникает с первого шага: под приглашением на съезд первой стоит пдпись Ливанова. Этот факт беспрецедентен, так как означает передачу полномочий управления союзом министерству. А для организации – потерю суверенитета. Сложно представить, что приглашения на съезд РСПП подписывает Улюкаев, а Силуанов «подвигает» Тосунян в руководстве Ассоциацией российских банков. Было бы неплохо получить разъяснения Минюста на сей счет, ведь очевидно, что по законодательству государственная власть не имеет права участвовать в управлении общественными организациями.

На фото: В.Садовничий и Л.Губерский
На фото: В.Садовничий и Л.Губерский

Во многом ситуацию со съездом прояснило увольнение Дугина. Оно стало в некотором роде артподготовкой перед главным ударом, который будет сделан на съезде. А значит решения, которые должен принять съезд, так или иначе станут звеном политических событий. Прежде всего, украинских.

Сегодня украинский фронт обозначает водораздел не только в международной и военной сфере. Он вынуждает принимать принципиальные решения в экономике, культуре, журналистике. Образование здесь – приоритет, и именно сегодня за него начинается серьезная схватка.

Убежден, съезд ректоров в том виде, в котором задуман, станет площадкой сговора, через который Майдан утвердится в образовании – с его идеологией, управленческой и содержательной подчиненностью «глобальным демократическим задачам».

Получив мощный толчок «крымской весны» вузовское сообщество расправило плечи. Коллективы преподавателей и студенчество четко зафиксировали приоритет интересов государства, на котором стали строить свою деятельность. Даже модные игры в рейтинги вузов и цитируемость ушли от подобострастного желания во что бы то ни стало попасть к барскому столу. Теперь при приоритет – развитие, а не строчка в чьей-то табели о рангах. Во многих регионах такую позицию поддерживает региональная власть, став механизмом компенсации министерского волюнтаризма. Здесь достаточно вспомнить Татарстан.

И это стало проблемой. Приобретя системный характер, процессы восстановления академического суверенитета вузовским сообществом делают невозможными завершение реформы высшей школы в ее нынешнем замысле. Вот почему нужен российский образовательный Майдан, вот почему нужны срочные кадровые решения, вот чем объясняется строго избирательное приглашение ректоров на съезд (за бортом остались целые регионы).

Садовничему Майдан не чужд, поскольку сам он имеет ордена «За заслуги» перед Украиной трех степеней. Еще он – Почетный профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Ректор этого вуза, он же президент Украинского союза ректоров Леонид Губерский, возглавил вначале этого года крестовый поход украинского образования против России, призвав РСР содействовать выводу российских войск, якобы вторгнувшихся на территорию Украины.

Со стороны Садовничего это письмо осталось без ответа и было скрыто от членов Российского союза ректоров. Как и оставлены без ответа воззвания членов РСР выработать консолидированный план действий организации по образовательному аспекту украинского вопроса.

Есть большая опасность, что предстоящий ректорский съезд, который готовится в МГУ, станет аналогом последнего февральского совещания у Януковича, на котором тот пытался спасти свое кресло, а в итоге убил страну.

Замечу, что в российском образовании Майдан надо понимать не как массовый протест, а как окончательную институализацию нынешнего жесткого концепта реформы, цель которой не качество, а глобализация (естественно, на правах вассала).

Нетрудно предположить, что после съезда любое оппонирование будет квалифицироваться как «сепаратизм» и «терроризм», за которыми неизменно будет следовать «люстрация».

Вопрос вопросов: осознает ли Садовничий, что в этой пьесе ему уготована роль Януковича – ненавидимого всеми изгнанника.

 

Андрей АРТЕМЬЕВ

Ранее

Роскомнадзор впервые заблокировал сайт с данными россиян

Далее

Майские указы за наш счет

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru