Заключенный получил компенсацию за плохие условия этапирования
В 18,8 тыс. евро обойдется России жалоба осужденного наркоторговца в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Компенсация будет выплачиваться за «нечеловеческие условия» во время транспортировки в суд и колонию. По данным Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора», с учетом реалий российских тюрем отсудить компенсацию за плохие условия содержания может практически каждый заключенный.
Жаловавшийся в ЕСПЧ Сергей Тарасов был осужден в Москве в 2007 году на 10 лет колонии за сбыт наркотиков. По словам осужденного, еще во время судебного процесса на доставку его из СИЗО в суд и обратно уходило от 3,5 до 6,5 часа. При этом скамейка в отсеке автозака отсутствовала, а размеры отсека (0,7 на 0,7 на 1,6 м) не позволяли стоять, и ехать приходилось скрючившись, пишут «Новые известия».
Этапирование в мордовскую исправительную колонию в мае 2008 года оказалось еще более тяжелым. В купе площадью 2,9 кв. м ехали 12 осужденных, при этом никого из них не выпускали в туалет.
ЕСПЧ признал, что в отношении Тарасова были нарушены ст. 3 (запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения) и ст. 13 (отсутствие эффективных средств правовой защиты) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. ЕСПЧ обязал Россию выплатить Тарасову 17,5 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда и 1,35 тыс. евро на судебные расходы.
Кроме того, ЕСПЧ отметил, что российские власти не выполнили свои обязательства по предоставлению осужденному необходимой медицинской помощи (Тарасову поставлен диагноз «ВИЧ»). Адвокат и правовой аналитик Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Ирина Хрунова, представлявшая интересы Тарасова в ЕСПЧ, сообщила, что врачи не контролировали состояние здоровья ее подзащитного и на длительное время прекратили лечение: «Это стало серьезным риском для здоровья осужденного и причинило ему душевные страдания, унижающие его человеческое достоинство».
Директор Центра содействия международной защите Каринна Москаленко рассказала «Новым известиям», что ЕСПЧ вынес уже более сотни решений по жалобам российских заключенных на плохие условия содержания в СИЗО и колониях. К тому располагает системная проблема с условиями содержания. Показательный пример – дело «Ананьева и других против Российской Федерации». Как рассказала Москаленко, Сергей Ананьев провел два месяца в пятнадцатиметровой камере смоленского СИЗО, в которой содержалось около 20 человек. ЕСПЧ постановил выплатить мужчине 2 тыс. евро компенсации морального вреда.
В ЕСПЧ зарегистрировано примерно 250 дел по жалобам заключенных, и Каринна Москаленко отмечает, что по делам, где ЕСПЧ признал системное нарушение, «не надо идти в суды, доказывать, что с вами плохо обращаются, писать жалобы, можно напрямую обращаться в Европейский суд».
Адвокат Игорь Трунов отмечает, что реформа уголовно-исполнительной системы требует колоссальных затрат, а «таких возможностей сейчас у России нет, и ЕСПЧ это объективно понимает»: «У нас по-прежнему осталась ленинско-сталинская система исполнения наказания – барачно-отрядный тип. Нужна европейско-американская, то есть камера гостиничного типа, как номер, где живут двое, а не отряд в сто человек».
Андрей АРТЕМЬЕВ