Продуктовая инфляция в последний месяц лета достигла двузначных показателей.
Усилия властей по сдерживанию роста цен на продукты и начало повсеместного ценового мониторинга пока оказываются безрезультатными. По данным Росстата, в августе впервые за три года продовольственная инфляция достигла двузначных значений. В последний раз такое было в 2011 году. Правда, тогда сказалась засуха и пожары 2010 года. Теперь же причина такого роста цен – запрет на импорт продовольствия, пишет РБК.
Росстат сообщает, что в августе индекс потребительских цен на продовольственные товары составил 10,3% по сравнению с августом 2013 года. Как замечает РБК, при общем расчете индекса потребительских цен (включая другие группы товаров и услуги) на долю продуктовой инфляции приходится примерно треть.
Очевидно, что запрет на импорт целого ряда продуктов из Европы, США, Канады, Австралии и Норвегии привел к росту цен на «запрещенные» товары. Лидерами роста цен стали мясо и птица — они выросли в цене на 2,5% по сравнению с июлем и на 13,8% с начала года. Среди лидеров по росту цен — рыба и морепродукты, которые подорожали на 1,4% за месяц и на 8,6% с начала года, молоко и молочные продукты — 0,2% за месяц и на 9,2% с начала года.
Главный экономист ING Дмитрий Полевой в комментарии по статистике Росстата пишет, что в последний раз инфляция достигала двузначных значений по сравнению с предшествующим годом в первой половине 2011 года. Тогда виной всему стал погодный фактор: в 2010 году случилась аномальная жара, которая привела к засухе и пожарам, все это в результате и дали отложенный негативный эффект. Свою лепту в процесс роста цен внес и рост тарифов страховых взносов, говорит завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. «В первой половине года был очень сильный рост цен. Предприятия заложили в стоимость увеличение страховых взносов. Это была сильная «рукотворная» инфляция. Засуха и пожары сказались на объемах урожая», — приводит слова Цухло РБК.
Сейчас причины роста другие. Как пишет Полевой, ограничение импорта является основным фактором роста цен. При этом риски ускорения инфляции усиливаются с июля, в том числе по причине того, что российский рубль остается на низких уровнях, добавляет он.
Главный экономист по России «ВТБ Капитала» Владимир Колычев предупреждает, что уровень инфляции в следующие два-три квартала составит 8%, и именно запрет на импорт останется основным фактором роста инфляции. Согласно прогнозу ING, ограничение на импорт продукции и введение налога с продаж может привести к тому, что инфляция будет выше отметки в 9% уже в первом квартале 2015 года, к концу следующего года может составить 7,5–8%.
РБК напоминает, что в августе этого Минэкономразвития было вынуждено пересмотреть прогноз по инфляции на этот год, в том числе из-за продовольственных антисанкций. Индекс потребительских цен в этом году составит 7–7,5%, в предыдущем, весеннем прогнозе она составляла 6%, говорится в официальном прогнозе. В конце августа директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования министерства Олег Засов сообщал, что причина повышения— ограничения на импорт продуктов. Издание приводит оценку ведомства, согласно которой антисанкции добавят 1 процентный пункт в инфляции.
Евгений КОСТИН