Предлагают ввести квоту для торговых сетей на продукты российского производства
В торговых сетях может появиться гораздо больше продуктов питания отечественного производства. Московская облдума подготовила поправки в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которым магазины должны будут соблюдать квоту на каждый продовольственный продукт — не менее 50% должно быть отечественного производства. Об этом пишут сегодня «Известия».
Как уточняет издание, этот документ также сокращает сроки, в течение которых магазин должен расплатиться с поставщиком, и ограничивает для сетей возможность брать деньги за продвижение товара.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что эта мера поддержит отечественных производителей, создаст условия для развития средних и небольших отечественных производителей продукции. Отмечается, что это изменение актуально в условиях действия антироссийских санкций.
Председатель Московской областной думы Игорь Брынцалов рассказал «Известиям», что аграриям сложно представить свою продукцию потребителям: существует множество ограничений и препятствий, из которых черпают выгоду крупные товаропроводящие сети, а также иностранные производители. Брынцалов отмечает, что эта мера также поспособствует укреплению продовольственной безопасности страны.
Заместитель председателя Мособлдумы Никита Чаплин уточнил, что отечественные производители часто обращаются и в областную думу, и к губернатору с жалобами на то, что невозможно попасть в сети, например, из-за непомерно высоких цен за вхождение.
Сейчас, по словам Никиты Чаплина, в крупных сетях российские товары обычно занимают только 20–30% от всей продаваемой продукции, пишут «Известия».
Кроме того, законопроект сокращает сроки, в течение которых магазины должны расплатиться с поставщиками. Действующий закон обязывает сети оплатить товары по следующей схеме: если срок годности не превышает 10 дней — в течение 10 дней, если срок годности не превышает 30 дней — в течение 30 дней, если срок годности больше 30 дней — в течение 45 дней. Документ предлагает сдвинуть сроки оплаты товара сетью: в поправках прописаны следующие сроки — 7 дней, 14 дней и 20 дней.
Еще одно изменение, предлагаемое Мособлдумой, — лишение магазинов права заключать дополнительно к договору о поставке договор о предоставлении на платной основе «услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров». Как пояснил Никита Чаплин, под «продвижением» часто подразумевается размещение товаров на полке, а договор на «продвижение» обычно и является «платой за вход».
По словам начальника управления по связям с общественностью Х5 Retail Group (компания управляет магазинами экономкласса «Пятерочка», супермаркетами «Перекресток», гипермаркетами «Карусель») Владимира Русанова, ритейлерам выгодно сотрудничать с отечественными, особенно местными поставщиками – именно они могут предоставить свежие товары многих категорий. Однако расширять это сотрудничество не всегда возможно.
«Хлебобулочная продукция местного производства в наших магазинах достигает 80–90%. В некоторых регионах доля молочной продукции местного производства у нас составляет более 50%, – приводят комментарий Русанова «Известия». – Мы готовы наращивать долю отечественных продуктов. Вопрос в другом: готовы ли наши региональные поставщики обеспечивать те объемы, которые необходимы для крупных торговых сетей? И готовы ли они обеспечивать качество при доступных ценах?»
Андрей АРТЕМЬЕВ
Фото: pryf.livejournal.com