Адвокаты Савченко жалуются на пытки их подзащитной.
Петр Порошенко заявил, что президент РФ Владимир Путин лично дал ему обещание информировать Украину о «новых обстоятельствах» в деле летчицы Надежды Савченко, которую обвиняют в причастности к убийству российских журналистов.
Между тем, за решеткой оказалась 73-летняя правозащитница из Ставропольского края Людмилы Богатенковой. В отношении нее заведено уголовное дело, но в Совете по правам человека (СПЧ) подозревают, что оно связано с ее расследованием ситуации с отправкой наших солдат на украинскую границу, пишет «Независимая газета».
В СИЗО – «за Украину»
Порошенко заявил, что на переговорах в Милане он «достаточно твердо поставил вопрос о Надежде Савченко». Путин пообещал еще раз изучить этот вопрос и во время разговора украинского коллегу. «Там, как он сказал, появились новые обстоятельства, которые он должен принять во внимание», – уточнил Порошенко. Как известно, сейчас украинская летчица находится в Институте им. Сербского, где в отношении нее проводится принудительная психиатрическая экспертиза, отмечает издание.
По словам адвокатов, в Институте им. Сербского Савченко фактически лишают сна: «Всю ночь включен свет, в проеме двери сидит сотрудник ФСИН и следит за ней. Мы расцениваем это как пытки», – сказал «НГ» адвокат Марк Фейгин. Адвокат Николай Полозов рассказал, что следователь требовал от матери летчицы уговорить дочь «отказаться от нынешних адвокатов и взять лояльных». Савченко запрещают писать не только письма, но и готовить бумаги к суду. Защита на этой неделе обратится с жалобами на имя генпрокурора Юрия Чайки, в Европейский суд по правам человека и комитет против пыток Парламентской ассамблеи Совета Европы.
Как отмечает «НГ», в следственном изоляторе «за Украину» оказываются и россияне. На днях стало известно об уголовном преследовании правозащитницы Людмилы Богатенковой, которая расследовала возможное участие наших солдат в конфликте на юго-востоке соседней страны. В выходные 73-летнюю руководительницу отделения «Солдатских матерей» в Ставропольском крае этапировали в СИЗО Пятигорска «Белый лебедь». Судебное заседание в субботу несколько раз переносилось – пенсионерке периодически становилось плохо, и в зал заседаний приходилось вызывать врачей.
Ей предъявляется обвинение по ст. 159 Уголовного кодекса (мошенничество). СПЧ запросил в Следственном комитете России подробности дела. Член СПЧ Сергей Кривенко рассказал «НГ», что по непроверенным данным, речь вроде бы идет о случае четырехлетней давности, когда Богатенкова якобы не выполнила какие-то обязательства. Глава совета Михаил Федотов уже заявил, что заведомо незаконное помещение под стражу является уголовнонаказуемым деянием, пообещав «взять дело на контроль».
В СПЧ рассказали «НГ», что сотрудничают с Богатенковой около 10 лет, она участвовала в выездных заседаниях совета, рассказывая о случаях пыток, избиений и вымогательств в воинских частях. Кривенко уточняет, что до ареста она помогала контрактникам, которые отказывались ехать якобы «на учения» в Ростовскую область – вблизи с границей с Украиной.
В августе Богатенкова обнародовала сведения о девяти российских военнослужащих-контрактниках, погибших 9 и 11 августа 2014 года. До этого солдатские матери составили список из 400 военных, которые могли быть убиты или ранены предположительно в военном конфликте в Донбассе. В Минобороны, как известно, все эти данные категорически отвергли, пишет «Независимая».
«Каким мошенничеством могла заниматься известная активистка «Солдатских матерей», не ведущая никакой коммерческой деятельности?» – недоумевает еще один член СПЧ Илья Шаблинский. Он полагает, что арест правозащитницы – скорее всего месть и форма политического давления. Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин также заявил «НГ», что арест 73-летней правозащитницы – очевидное давление. «Сама демонстративность этой истории в совокупности свидетельствует о том, что это не простое уголовное дело», – приводит «НГ» мнение эксперта.
По поводу Савченко Макаркин отметил, что вопрос о ее судьбе действительно может быть решен только на самом высоком уровне. Он не исключил, что ее сначала могут признать невменяемой и только потом передадут Киеву. Но для Украины это неприемлемо, «потому что для них это символическая фигура», заключает эксперт.
Арсений СПИРИДОНОВ