Жители Тверской области бьют тревогу и ставят свои подписи под петицией, в которой просят оставить им возможность передвижения хотя бы на территории своего региона.
Дело в том, что с 1 февраля отменяются порядка 50 (!) электричек, в основном местных, соединяющих отдельные населенные пункты с областным центром. К примеру, если сейчас на направлении до Бологое и Торжка курсируют 9 поездов, то теперь их останется только 3. Причина в том, что в результате очередной структурной реформы. принятой российским правительством, произошло разделение обязанностей: РЖД предоставляет только подвижной состав и инфраструктуру, а оплачивает услуги пригородных перевозок региональная власть. А так как на 2015 год сумма субсидий в бюджете Тверской области на покрытие выпадающих доходов ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» при потребности в 201 млн. рублей составляет только 50 млн., объем движения электричек будет сокращаться. Как говорится, за что заплатили, то и получите.
«В связи с отменой некоторых электричек были приняты все необходимые меры по переключению пассажиропотока с пригородного железнодорожного транспорта на автомобильный транспорт общего пользования», — бодро рапортует региональный Минтранс. Стыдливо умалчивая о том, что несколько дополнительных междугородних автобус проблему не решат. А проезд сделают намного дороже. К примеру, жителям Лихославля с населением 12 тыс. человек, большинство из которых работают или учатся в Твери, уже с 1 февраля дней нужно будет отправляться в областной центр в 6 утра, откуда они смогут вернуться домой только к 10 часам вечера. Нет, в этом временном промежутке можно, конечно, воспользоваться обещанным чиновниками автобусом, но если электричка довозила их до Твери за 50 минут, то по нашим дорогам этот путь в 42 километра автобус преодолеет в лучшем случае часа за полтора, а стоимость такой поездки обойдется в два раза дороже.
Изменения положения дел к лучшему ожидать не приходится, о чем недвусмысленно свидетельствует реакция на сложившуюся ситуацию Президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Точку зрения возглавляемого им ведомства он изложил в своем блоге.
«Что я могу ответить в связи с многочисленными жалобами граждан, намеренных проводить акции протеста и даже препятствовать движению поездов дальнего следования и грузовых составов?, — пишет он. — Вместо того чтобы перекрывать Транссиб, лучше обратиться по адресу — в свои региональные администрации по той простой причине, что электрички отменяет не РЖД. Именно местные власти вопреки указаниям Президента и Правительства не обеспечивают должного взаимодействия по созданию безубыточной работы пригородных компаний. Они, согласно законодательству, обязаны заказывать объем перевозок в своем регионе, устанавливать стоимость проезда для населения и компенсировать разницу между «социальным» тарифом и экономически обоснованными затратами железной дороги. По итогам 2014 года из 72 субъектов РФ только 18 полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков, а 23 компенсируют не более половины».
В числе тех областей, руководство которой полагает, что «электрички все равно будут ходить, даже если в их бюджете останется ноль рублей на эти цели», Владимир Якунин, помимо Тверской, называет Вологодскую, Ленинградскую, Новгородскую, Пензенскую, Амурскую, Псковскую и Белгородскую, а также Забайкальский край. И сетует на то, что РЖД уже сократила свои расходы по максимуму, и больше экономить ей не на чем. Скромно умалчивая при этом о размере своей зарплаты, обнародовать которую он, несмотря на неоднократные призывы с самого «верха, решительно отказывается.
С 1 февраля меньше станет и московских электричек, зато высокоскоростных «Сапсанов» только прибавится. Этот состав для богатых, билет на который от Твери до столицы нашей родины стоит 2000 рублей, (на электричке — порядка 300 рублей) на днях вновь подтвердил свою репутацию поезда-убийцы. Трагедия произошла 28 января в 17.41 на 483 км станции Тверь, где 17-летняя девушка переходила железнодорожные пути по санкционированному переходу. Как сообщил прокурор Тверской межрайонной транспортной прокуратуры Сергей Мальчук, увидев девушку на путях, машинист применил экстренное торможение, но это не помогло, девушка погибла.
Светлана АВДЕЕВА
собкор «НВ»
ТВЕРЬ