В Абхазии не хотят возвращать русскоязычным жителям похищенные дома
Еще в 2010 году наша газета опубликовала материал о мытарствах русскоязычных жителей Абхазии, которых мошенники обманным путем лишили жилья. С тех пор в Абхазии сменилось два президента, у власти третий. Что же происходит с героями нашей публикации?
Статья в «МК» вызвала громкий скандал, последовала реакция МИД РФ, абхазского руководства. Была создана совместная российско-абхазская комиссия для решения подобных проблем. Комиссия признала обоснованными претензии некоторых упомянутых в статье людей. В том числе Валентины Шевченко, Валентины Коваленко и ветерана Великой Отечественной войны Олега Кулаева. Администрация Президента РФ предложила им взамен утраченного в Абхазии жилья квартиры в Сочи. Сейчас они и еще три семьи готовятся к новоселью.
Однако хеппи-энд наступил не для всех. Читатели «МК» помнят историю семьи Вартановых. До войны они владели квартирой в доме №25 по улице Чочуа. Это самый центр Сухума. Набережная буквально в двух шагах. Дом был построен в 1936 году «товариществом» из четырех человек, одним из которых был Аркадий Вартанов, армянин по национальности. Он поселился в этом доме со своей семьей, состоявшей из жены и двоих сыновей. После смерти Вартанова квартира перешла в собственность его жены, а та составила завещание в пользу одного из сыновей, Роберта Аркадьевича Вартанова.
В 1992 году, накануне войны, старшей Вартановой было 82 года. Роберту Аркадьевичу — 55 лет, его дочь от брака с русской уроженкой Тбилиси Еленой Ивановной Карионовой была подростком. Нет ничего удивительного в том, что интернациональная семья такого состава предпочла покинуть зону боевых действий, а не остаться в городе, захваченном грузинскими бандформированиями, — без хлеба, воды и лекарств. Я слышала много историй о том, как умирали больные старики в военном Сухуме без всякой медицинской помощи, и мне действия Вартановых представляются вполне оправданными. Но они уезжали не навсегда, так как оставили в квартире все вещи и поручили соседям следить за ней.
Ну а дальше произошла типичная для Абхазии история. Квартиру Вартановых, как и остальные квартиры в доме, самовольно захватили ветераны грузино-абхазской войны «титульной» национальности. Брат и сестра. Выходцы из Ткуарчальского района. Причем им в качестве награды за участие в боевых действиях уже был передан двухэтажный дом, имеющий общий двор с домом Вартановых. Бывший хозяин дома воевал на стороне грузин. Но брату и сестре эта жилплощадь показалась тесновата. Они и «расширились».
После смерти матери Роберт Вартанов вступил в Абхазии в права наследства на квартиру, прописался в ней и зарегистрировал право собственности на свое имя. Это было еще в 2003 году. С тех пор тянутся суды. Ветераны войны покидать элитную жилплощадь отказываются, а на судебные заседания приводят всю свою многочисленную родню. В конце прошлого года президиум Верховного суда Абхазии принял решение о «приостановке» дела. Вартановы надеялись, что в их проблеме объективно разберется Комиссия по защите имущественных прав граждан России в Абхазии. Однако комиссия признала их жалобу необоснованной. Кстати, претензии ветерана Кулаева на 2 комнаты в том же доме, купленные в свое время у Вартановых и захваченные теми же людьми, признаны обоснованными. Странно, правда?
Но это было еще при старой власти. В прошлом году в Абхазии сменился президент, поменялся состав комиссии. Появилась надежда, что новая власть окажется более справедливой. Вартановы обратились с просьбой заново рассмотреть их вопрос на заседании комиссии. В этом их вроде бы поддерживало и российское посольство, которое обещало всячески походатайствовать. Наконец, 26 марта заседание комиссии состоялось. После чего секретарь комиссии Омар Смыр сообщил Елене Карионовой (жене Вартанова), что им опять отказано.
Впрочем, мне господин Смыр поведал несколько иное: дело Вартанова на заседании комиссии вообще не рассматривалось. «Мы посовещались в частном порядке и решили это дело не обсуждать, оставить в силе предыдущее решение о необоснованности претензий», — сообщил Омар Смыр «МК». Хотя в начале разговора он заявил, что вообще понятия не имеет, о ком речь. А в конце заверил, что если за Вартановых походатайствует российское посольство, то комиссия готова вновь рассмотреть их дело. В то же время ранее посольство уверяло Карионову, что ходатайствует о рассмотрении дела Вартанова на комиссии. То ли плохо ходатайствовали, то ли комиссии эти ходатайства до лампочки. То ли Вартановы этой комиссии просто не нравятся. Очень хотелось бы прояснить причины этой странной неприязни.
Марина Перевозкина
Фото: ekhokavkaza.com
По информации: МК