Расплата за войну

Балтийский матрос Валерий Приходько создал первый в СССР памятник опальному подводнику Александру Ивановичу Маринеско, под командованием которого 70 лет назад экипаж подлодки С-13 провел «атаку века».

61

В тот январский день 1945 года подводная лодка С-13 потопила фашистский лайнер «Вильгельм Густлофф» — гордость и символ нацистской Германии.

Спущенный на воду в 1938 году, этот лайнер считался непотопляемым. На борту лайнера водоизмещением около 20 тысяч тонн находилось более 7000 человек, в том числе высокопоставленные чиновники, генералы, 3700 подводников. Позже западногерманский историк назовет гибель «Вильгельма Густлова» расплатой за войну. По общему тоннажу фашистских кораблей и судов, потопленных Балтийским флотом, вклад экипажа С-13 под командованием Маринеско составляет третью часть. Но вместо звания Героя Советского Союза Маринеско наградили орденом Красного Знамени. Более того, командира принялись обвинять в невыполнении приказов командования, систематическом пьянстве и чуть ли не в очковтирательстве. Под злобный хор штабных вояк Александра Маринеско выпроводили на нищенскую пенсию, выделив шестиметровую комнатушку в одной из коммуналок Кировского района Ленинграда. В буквальном смысле слова позабытый и позаброшенный, он в 1963 году умер в больнице от рака, едва дожив до пятидесяти.

Долгое время имя Маринеско замалчивалось. И только в октябре 1986 года на территории эскадры подводных лодок в городе Лиепая, где закончил службу Маринеско, появился мемориальный комплекс «Героическому экипажу Краснознамённой ПЛ «С-13», его боевому командиру Маринеско А.И.». Но спустя пару недель после открытия комплекса неизвестные (скорее всего, по приказу сверху) демонтировали часть надписей с памятника, в том числе фамилию командира С-13 А.И. Маринеско, а также слово «героическому», оставив лишь «экипажу Краснознамённой ПЛ «С-13»…

Об акте вандализме рассказали «Известия». Статья вызвала всплеск движения за восстановление доброго имени подводника Маринеско, было собрано более миллиона подписей в поддержку героя. И 5 мая 1990 года указом Президента СССР капитану 3-го ранга Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Кстати, история того памятника в Лиепае — первого в СССР памятника героическому экипажу С-13 и ее командиру — известна не многим. Оказывается, его создал уроженец Белоруссии Валерий Приходько, который проходил здесь срочную службу с 1974 по 1977 год на базовом тральщике командиром отделения рулевых сигнальщиков.

Отслужив срочную, старшина 1 статьи Приходько вернулся в Минск, поступил в театрально-художественный институт. Его дипломной работой стала композиция «Образ командира подводной лодки С-13 Александра Маринеско».

— О подвиге Александра Ивановича я узнал еще во время срочной службы, — рассказал автору этих строк сам Приходько, — а поступив в институт, стал по крупицам собирать исторический материал, встречался с бывшей женой подводника, живыми членами экипажа. Готовую работу «Памятник А.И. Маринеско» предложил в подарок трем городам — Одессе, где Маринеско родился, Кронштадту, откуда уходил в боевые походы, и Лиепае, где он закончил службу. Одесса промолчала, Кронштадт отказался. И только в Лиепае я нашёл единомышленника в лице контр-адмирала Иванова Василия Фёдоровича, начальника политотдела эскадры, который пошёл на отчаянный шаг, организовав работы по отливке памятника из бронзы и по дальнейшей его установке на территории эскадры. Конечно же, Иванов рисковал своей карьерой и служебным положением, так как одно упоминание даже фамилии Маринеско в то время не приветствовалось…

По словам Василия Фёдоровича, флотские пустили шапку по кругу для сбора средств на приобретение бронзы и оплату труда литейщиков: с офицеров — по пять рублей, с мичманов — по трояку, с матросов — по пятьдесят копеек. Сам автор памятника отказался от гонорара.

— Подводники попросили меня лишь об одном — посвятить памятный монумент не только командиру, но и всему экипажу, — вспоминает Валерий Семенович. — Привели в качестве аргумента высказывание героя-североморца Магомета Гаджиева: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают».

В Лиепае нашелся и дополнительный материал — 17 глыб шведского гранита весом около тонны каждая. В рекордно короткий срок — месяц с небольшим — на судоремонтном военном заводе были отлиты в бронзе центральная часть памятника, на которой изображен командир у перископа подводной лодки, а также другие бронзовые детали, в том числе 47 имен членов экипажа.

Центральную часть мемориала занимает скульптурная композиция высотой три метра.

Левая рука Маринеско свободно свисает вниз, а правой командир крепко удерживает рукоятку перископа и, собрав всю силу в кулак, как бы сообщает: «Есть цель!».

Памятник живет — памятник работает! Эти любимые слова ныне покойного адмирала Василия Федоровича Иванова скульптор Приходько вспоминает особенно часто.

Валерий ГРОМАК

собкор «НВ»

КАЛИНИНГРАД

NB!

Вскоре после развала СССР и вывода наших войск из Латвии, памятник Валерия Приходько был вывезен из Лиепаи и повторно открыт 9 мая 1995 г. в Купеческой гавани Кронштадта — городе, где начинал службу А.И. Маринеско и где встретил войну.

Ранее

Амурские войны

Далее

Мудрость чудака

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru