Что известно о вожде мирового пролетариата нынешним школьникам
22 апреля «все прогрессивное человечество», как говорили в советские времена, отмечает день рождения Ленина. Сегодняшние школьники понятие «прогресс» связывают не с идеологией, а с новым поколением гаджетов. А Ильич в их глазах — не более чем персонаж древней истории, чуть ли не мифа, где носят кольчуги и шлемы с пятиконечными звездами, серпами и молотами.
Термин «развесистая клюква», говорят, появился в связи с отчетами Александра Дюма-отца о его путешествии по России в XIX веке. До сих пор главным образом он применялся к иностранцам, не знающим и не понимающим реалий описываемой страны. Однако сегодня данное выражение вполне приложимо и к российским школьникам, толкующим историю своей собственной страны сравнительно недавнего советского периода самым немыслимым образом. Взять хотя бы личность и роль Ленина, которому как раз сегодня исполняется 145 лет.
Дина И., 3-й класс: «Ленин — это был такой русский царь. Он знаменит тем, что его положили в Мавзолей, и люди несли туда цветы, пока он не умер».
Лиза Л., 1-й класс: «Ленин был хороший. Он постановил, чтобы людям на всей Земле в башмачки клали разные подарочки — маленькие игрушки, брелоки и самолетики. С тех пор так и бывает».
Даша Т., 1-й класс: «Ленин — это математик… Или памятник около магазина».
Настя С., 1-й класс: «Он уже умер. Его закатали в мумию в 1924 году».
Валя Б., 4-й класс: «Ленин был правитель СССР. Насколько я знаю, он был жесткий. У него был строгий взгляд, которого боялись все. Но когда он улыбался, всех охватывал жуткий хохот. Это был странный правитель».
Ольга Т., 6-й класс: «Ленин как-то был связан с коммунизмом, но я не уверена».
Сергей С., 7-й класс: «Он прожил отличную жизнь революционера и был погребен в Мавзолее».
Женя Р., 7-й класс: «Он проправил всего два года, но в его правление была предпринята попытка индустриализации».
Валера К., 8-й класс: «Одно из самых главных достижений Ленина — истребление рода Романовых».
Даниил К., 8-й класс: «Не знаю про него ничего. Только фразу: «Учиться, учиться и учиться!» Благодаря ей он останется в истории».
Арсений Г., 8-й класс: «Он возглавил революцию, которая произошла 22 октября. Также при нем произошла гражданская война и борьба между сословиями. Кроме того, благодаря ему появился современный 33-буквенный алфавит».
Илья В., 10-й класс: «Это был великий стратегический деятель в истории нашей страны и всего мира».
• Директор Образовательного центра №548 «Царицыно» Ефим РАЧЕВСКИЙ:
— Я как раз сейчас стою возле 42-метровой статуи Ленина в лагере «Артек». Думаю, что многие из впервые приехавших сюда детей будут спрашивать, кто это: сами об этом сегодня способны догадаться далеко не все. Впрочем, и негативного отношения к Ленину тоже нет: для нынешних детей он представитель другой исторической эпохи, успевшей обрасти легендами и мифами. А испытывать негативные чувства к таким персонажам сложно: лишь современники, как, например, Черчилль, могли говорить: «Как жаль, что Ленин умер: только он мог разгрести все, что было наворочено!» А у сегодняшних школьников в целом отношение к нему спокойное, терпимое. Более того. У кого-то из детей при изучении материала о Ленине просыпается любознательность, и тогда их знания выходят за пределы, очерченные ЕГЭ. Это очень хорошо!
• Директор московской школы №686 Сергей КАЗАРНОВСКИЙ:
— Отношение детей к Ленину зависит от семей, в которых они выросли. Мы проводили опрос о том, кто такой Ленин, и получили ответы хотя и совершенно фантастические, но четко отражающие позицию семей. Например, что Ленин — это первый президент СССР. Или, что он человек, который выиграл Великую Отечественную войну. Или, наоборот, что это враг, уничтоживший церковь. В головах детей по этому поводу царит совершеннейшая каша! И с годами, по мере того как советское прошлое отступает от них все дальше и дальше — за пределы реальности, она только усиливается. Помню, один из наших четвероклассников нарисовал кукольное представление: изобразил ширму, над ней куклы Ильи Муромца и Кощея Бессмертного. А на самой ширме нарисовал пятиконечную звезду и серп и молот. У него спрашивают: зачем там вся эта символика? А он отвечает: «Хотел подчеркнуть ту эпоху, когда все это происходило!»