Внедрение ЕГЭ заставило Северный Кавказ изучать русский язык
Введение ЕГЭ в школах обнажило серьезную проблему плохого освоения русского языка на Северном Кавказе. Причиной стал отток русскоязычного населения, в том числе педагогов. Ситуацию начали исправлять два года назад. Процесс курировал заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. Он рассказал «Газете.Ru» о повышении квалификации учителей, влиянии Skype на баллы выпускников школ и важности личного стремления местных чиновников к изменениям.
— Анзор Ахмедович, на Северном Кавказе активно шло повышение квалификации учителей. Как оно шло и как сказалось на итогах ЕГЭ?
— Первоначально многие регионы сформировали отдельные программы — по отдельным предметам, в том числе по русскому языку и математике. Региональные институты повышения квалификации тоже сформировали свои планы действий. Мы с ними ознакомились в начале прошлого учебного года, внесли свои корректировки. Кроме того, в повышении квалификации учителей участвовали разработчики КИМов. Представители Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) несколько раз ездили на Северный Кавказ, встречались с педагогами.
Основной упор был сделан на русский язык — с ним была проблема в основном в сельских школах.
Плохое освоение русского языка приводило к провалу школьников на многих остальных экзаменах. В СКФО — в основном в Чечне, Ингушетии и Дагестане и в других республиках — есть такая проблема: если школьник плохо знает русский язык, то ему другие предметы тоже плохо даются. Он не понимает смысла условий задач. И это вызывает серьезное проседание результатов. И над этим в школах работают, на это направлено в первую очередь повышение квалификации учителей. Мы тоже даем свои рекомендации, подключаем экспертов.
Сколько именно учителей прошло через институты повышения квалификации, сказать не могу, но результат налицо. Как и по стране в целом, во всех северокавказских регионах был зафиксирован рост среднего балла по всем предметам — до 5 баллов. По русскому языку была серьезная подвижка, а также по литературе. Большую помощь оказало введение итогового сочинения. Если тот же Дагестан возьмем, то география у них осталась на той же позиции, но по литературе средний балл повысился на 4, почти 5 баллов. Это говорит о том, что все готовились к сочинению, использовали этот задел при сдаче литературы.
— То есть можно говорить о быстром изменении ситуации на Северном Кавказе?
— Мы работаем второй год. Если в прошлом году регион принимал экстренные меры — тогда результаты в СКФО были ниже, чем по стране, по объективным причинам. Сейчас регионы переходят на программные решения. Они выходят и на нас, и мы сейчас готовим несколько предложений. Все-таки это в основном национальные республики, и в каких-то моментах мы тоже должны им серьезно помочь. Быстрого изменения ситуации не будет, потому что в образовании быстрый результат — это сразу понятно, какой результат: обязательно сомнительный. Но ситуация начинает выправляться.
— Вы говорите о проблеме плохого знания русского языка. Из-за чего она возникла и как ее решать?
— Там комплекс проблем. В трех республиках: Чеченской Республике (из-за контропераций в прошлые годы), Ингушетии и Дагестане (там тоже в прошлые годы была не очень комфортная оперативная обстановка) — произошел отток русскоязычного населения. И это регионы не скрывают, они везде об этом говорят.
Свыше 90% работников образования в этих трех регионах — это было русскоязычное население.
Особая проблема в сельских школах — там общество стало монокультурным, говорит на одном языке. А ведь благодаря педколлективам, представители которых во времена Советского Союза были отправлены по распределению в тот регион, не только дети, но и взрослые начинали хорошо говорить на русском языке. К сожалению, сейчас распределения нет, только по желанию. Хотя многие муниципалитеты предоставляют и жилье, и подъемные деньги, чтобы к ним учителя из других регионов приезжали. Не потому, что свои слишком слабые, а потому, что в этом населенном пункте, где говорят только на одном языке в повседневной жизни, помнят, что когда-то благодаря приехавшим педагогам люди начали говорить на русском языке. Это была грамотная политика, но из-за негативных явлений конца 90-х годов произошло вымывание кадров.
Сейчас в регионах Северного Кавказа пытаются работать с учителями извне. Для этого даже не нужно никуда переезжать.
Есть программы дистанционного образования, которые позволяют улучшить навыки в русском языке — как на письме, так и в устной речи. Уже есть примеры использования информационных технологий локально в регионах СКФО. В дагестанском Хасавюрте используют самую простую программу Skype. Все школы Хасавюрта заключили соглашения о сотрудничестве со школами Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской области и т.д.
Школы-побратимы есть в нескольких десятках регионов. У них общение прописано в виде факультативов. Целыми классами выходят на связь друг с другом. Где-то учитель проводит уроки, где-то ребята общаются классами, где-то приезжают друг к другу в гости. Это и межкультурное общение, и более качественная подготовка.
Мы проанализировали результаты Хасавюрта, и средние баллы выпускников здесь значительно выше, чем в остальных муниципалитетах.
— Подобный опыт будет распространен на другие города и села?
— Такие локальные инициативы надо оценить и внедрять. Но без воли регионов на все эти действия ни Рособрнадзор, ни республиканские министерства образования не могут этого навязывать. Нужны инициатива и желание чиновников районного уровня, а мы только можем помочь. Только тогда это будет эффектно. В Хасавюрте это была политика районного отдела образования, и этот опыт можно перенимать. Но если бы не было желания директоров школ, родителей, то этот опыт долго не просуществовал бы.
Сейчас регионы созрели, они понимают, куда дальше двигаться. Раньше этого понимания не было. Все усилия были направлены на быстрое достижение положительного результата. Сейчас педагогическое сообщество должно приложить всю свою волю, а выпускник — отказаться от свободного времени. И если в таком же ключе поработать как в прошлом году, то система образования выйдет на средний уровень, как и в целом по стране.
Еще надо понимать, что без объективной оценки не было бы желания такие методы внедрять и развивать.
Был легкий путь, который вел к развалу, а есть тяжелый, где надо работать с интерактивами, с интернетом, с коллективом, с детьми и родителями, и тут есть результат, который не подлежит сомнению. И в итоге довольны все.
Анастасия Берсенева
Фото: smartnews.ru
По информации: gazeta.ru