Как «Тольяттиазоту» удалось получить «национальную налоговую премию»?
ОАО «Тольяттиазот» на днях стало лауреатом премии с присуждением звания «Предприятие высокой налоговой культуры». Об этом стало известно в рамках подведения итогов и чествования победителей Всероссийской награды в области финансово-бюджетной политики и фискальных отношений «Национальная налоговая премия», состоявшихся в Москве в «Президент-отеле». И порадоваться бы, что в стране есть столь ответственные налогоплательщики, если бы 19 июня текущего года Арбитражный суд города Москвы вынес решение о доначислении «Тольяттиазоту» 0,5 млрд руб. недоплаченных налогов за 2009 год. А 7 июля суд подтвердил правомерность доначисления предприятию почти 162 млн руб. недоимок за 2010 год. Интересно, каковы в таком случае критерии распознавания «высокой налоговой культуры», обнаруженной на «Тольяттиазоте»?
«Национальная налоговая премия» оказывает содействие политике президента и правительства РФ по формированию эффективной и стабильной налоговой системы страны, укреплению в массовом сознании положительного образа ответственного налогоплательщика. Она вручается как дань уважения и благодарности российским налогоплательщикам, которые в полной мере выполняют свой государственный долг, формируя благосостояние страны и укрепляя социальную защищенность населения. В ходе экспертного определения победителей премии используются официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Минэкономразвития и других источников информации», – говорится в официальном пресс-релизе премии.
«В полной мере выполняют свой государственный долг», так и написано. А эксперты в ходе определения лауреатов пользуются данными Федеральной службы статистики, МЭР и других источников. Но вот о Федеральной налоговой службе ничего не сказано! Не удивительно, ведь там эксперты без труда бы выяснили, что к тольяттинскому «предприятию высокой налоговой культуры» предъявлены налоговые претензии на сотни миллионов рублей. А в других компетентных органах можно было узнать, что основные владельцы предприятия находятся в розыске по линии Интерпола по обвинению в мошенничестве. Не похоже, чтобы «президент и правительство РФ» именно так себе представляли «формирование эффективной и стабильной налоговой системы страны».
Казалось бы, «Тольяттиазоту» пора завязывать с теневыми финансовыми схемами и, справедливости ради, за последнее время предприятие сделало некоторые шаги в этом направлении – иначе объяснить кратный рост выручки в условиях стагнирующего рынка невозможно. Но последние новости заставляют крепко усомниться в желании ТоАЗа встать на путь исправления. Издание «Профиль» опубликовало статью «Секретная формула рыночной цены», в которой некомпетентными и предвзятыми выставлены суд и налоговики, которые своими якобы глупыми и необоснованными решениями разоряют законопослушные и прозрачные компании. Все доводы публикации, тем не менее, разбиваются о находящееся в открытом доступе судебное решение.
«В арбитражной практике рассмотрения налоговых споров возник прецедент, который может стать причиной многомиллионных потерь для предприятий и даже стать причиной их разорения. Речь идет об исчислении налога на прибыль, который формулируется, исходя из сопоставления цен на товары производителей и рыночной цены тех же самых товаров», – пишет Ольга Смирнова из «Профиля».
«До сих пор рыночная цена определялась по экспертным заключениям. Но, как выясняется, налоговики могут использовать и другой подход: определять рыночную цену, исходя из стоимости товаров конкурентов. При этом предприятию, которому начислили налоговые недоимки, не расскажут даже в суде, на каких условиях была осуществлена сделка конкурента и на какой объем, ибо это тайна, не подлежащая разглашению», – продолжает автор.
Именно вокруг «секретности» и Смирнова выстраивает мрачную картину: налоговики предъявляют необоснованные претензии, о методике подсчета недоимок молчат (подразумевается, что никакие методики не использовались в принципе), рыночные цены берут с потолка и так далее.
Видел ли автор решение Арбитражного суда города Москвы? Оно вовсе не секретное и, как положено, в полном объеме опубликовано в интернете на сайте организации. Либо не видел, либо намеренно его игнорирует. Потому как уже на четвертой странице можно прочесть, что фискальный орган в качестве официального источника информации уровня рыночных цен на аммиак среди участников рынка минеральных удобрений использовались данные, предоставленные по запросу инспекции независимым международным ценовым агентством Argus Media Ltd., и независимыми ценовыми группами Fertilizer and Chemical Consultancy Ltd., Fertilizer Market Bulletin и FertEcon, а также Федеральной службой государственной статистики РФ. На бюллетени этих независимых международных агентств подписаны все крупные производители удобрений не только России, но и всего мира. И уж конечно «Тольяттиазот» как крупнейший в мире производитель аммиака не мог о них не знать.
Может быть, ТоАЗу и его защитникам не была ясна методика определения рыночной цены на аммиак? Открываем решение арбитражного суда. Оказалось, что судебную экспертизу по делу провела уважаемая независимая организация «Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» (ФБУ РФЦСЭ) согласно утвержденной ей «Методике решения экспертного вопроса, связанного с определением рыночной цены (стоимости) безводного аммиака по ГОСТ 6221-90», не являющейся секретным документом. А теперь – внимание! – самое интересное. Ходатайство о проведении судебной экспертизы силами ФБУ РФЦСЭ было заявлено ТоАЗом и суд его удовлетворил. Но специалисты Центра поддержали доводы налоговиков и вполне конкретная методика превратилась стараниями Ольги Смирновой в «секретную формулу».
А 24 июля к кампании в СМИ подключился и Василий Львов из журнала «Компания», заявивший, что налоговики и суд применяют «оружие массового поражения» против бизнеса! Его аргументы подозрительно напоминают доводы не читавшей судебных документов Ольги Смирновой из «Профиля». Для убедительности было привлечено и несколько спикеров.
«Вполне возможно, что, будь на этом рынке больше крупных игроков, также имеющих доступ к аммиакопроводу, результаты оценки были бы совершенно иными», – упражняется в сослагательном наклонении Эдуард Гюльбасаров, эксперт правового сервиса 48Prav.ru.
«Данный процесс может перечеркнуть принцип законности при контроле цен для налоговых целей на долгие годы вперед, грозя многомиллиардными убытками всему российскому бизнесу», – сокрушается Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара.
Весь мрачный рассказ о невинно пострадавшем от налогово-судебного беспредела ТоАЗе сдобрен эффектными и очень эмоциональными, но не вполне осмысленными и еще менее уместными фигурами речи вроде «борьбы с налогоплательщиками».
Напомним, что в конце 2012 года Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту вывода с предприятия на заграничные счета сотен миллионов долларов неучтенной прибыли. «Тольяттиазот» продавал свою продукцию по заниженной цене трейдеру NitrochemDistribution AG, 100%-ой «дочке» Ameropa AGАндреаса Циви, который еще и владеет 12% акций «Тольяттиазота».
Трейдер, в свою очередь, реализовывал продукцию «Тольяттиазота» по всему миру уже по рыночной цене. Уже в январе 2013 года тогдашний генеральный директор ТоАЗа Евгений Королев отбыл в Лондон, как говорили на заводе, «в служебную командировку». Из нее он не вернулся и по сей день. Директору предъявлено обвинение в мошенничестве, причинившем заводу ущерб в $550 млн.
Год спустя против него завели уголовное дело по статье «злоупотребление полномочиями» по факту вывода из «Тольяттиазота» наиболее ликвидных активов – метанолового производства вместе с земельным участком, на котором оно расположено. Суммарный ущерб, нанесенный предприятию незаконными действиями, оценивается экспертами в $1,5 млрд, а Евгений Королев был заочно арестован и находится в международном розыске. В конце 2014 года суд заочно арестовал и других руководителей «Тольяттиазота» – председателя совета директоров Сергея Махлая, совладельца Владимира Махлая, главу Ameropa Андреаса Циви и директора Nitrochem Беата Рупрехта.
Какую цель ставили перед собой авторы из «Профиля» и «Компании»? Уж точно не объективно разобраться в ситуации. Оставим истинные мотивы журналистов на их же совести. В то же время вызывает уважение принципиальность налоговой службы и суда. Именно они и сделали то, что было заявлено в манифесте «Национальной налоговой премии», присужденной ТоАЗу, то есть «в полной мере выполнили свой государственный долг, формируя благосостояние страны и укрепляя социальную защищенность населения». Несмотря на беспрецедентное давление со стороны некоторых СМИ.
Фото: www.trkterra.ru
По информации: pravda.ru