Почему улицу Вайнера моют за 9 млн?
Благоустройство Екатеринбурга — это миллиарды бюджетных денег и один из самых закрытых секторов бизнеса. На уборке улиц, закупке петуний и выращивании газонов зарабатывают одни и те же люди, схемы которых гениальны в своей простоте. Конкурсная документация должна быть чистой, компанию-«прокладку» необходимо менять раз в три-четыре года, номиналов «не светить». По каким правилам живет система, как уборка километра улицы оказалась «золотой» и почему в Екатеринбурге плешивые цветники — в материале «URA.Ru».
За благоустройство в мэрии Екатеринбурга отвечают профильный комитет и четыре подведомственные бюджетные организации: «Водоотведение и искусственные сооружения», «Екатеринбургское лесничество», «Зеленстрой», «Городское благоустройство». Последняя компания — абсолютный лидер по объему осваиваемых бюджетных средств на содержание городской среды.
В 2013 году МКУ «Городское благоустройство» заключило 212 контрактов на 3,7 млрд рублей. В 2014-м бюджет предприятия и число договоров сократились почти вдвое (125 контрактов стоимостью 1,9 млрд), в прошлом году сумма составила 1 млрд 700 тыс. А с начала этого года, согласно базе данных «Коммерсант. Картотека», уже заключено 11 контрактов на 88 млн рублей.
Компания заказывает проверку сметной стоимости реконструкции улиц, приобретает материалы для ремонта дорог (в марте этого года покупала на сумму 3,1 млн рублей), оплачивает сервисное обслуживание спецтехники (6,5 млн рублей, контракт с ЗАО «Коминвест-АКМТ»), закупает противогололедные материалы (в январе — поставка на 61 млн рублей).
Недавно «Городское благоустройство» заключило контракт на содержание пешеходной зоны улицы Вайнера (от эспланады на улице Шейнкмана до проспекта Ленина) в 2016 году. По соглашению, ООО «Энергосфера» (создана в сентябре 2014-го, директор — Анна Трапезникова) должно осуществлять «механическое подметание, мытье урн и вывоз мусора» летом. Посыпать дорожки песком, чистить скамейки, убирать снег и вывозить его — зимой. Все это за 9 млн рублей.
То есть более чем 744 тыс. рублей в месяц тратится на содержание участка, протяженность которого, по данным различных публичных источников — 0,9 километра (вся улица — 1,5 километра). При этом известно, что территорию рядом с «Пассажем» и «Гринвичем», вытянутыми вдоль улицы Вайнера, убирает общество «Малышева 73». Но, пройдя по улице Вайнера, видишь постоянные лужи, переполненные мусорки и дикую траву вместо клумб. Это наши с вами девять миллионов рублей в год.
Большие траты «Городское благоустройство» осуществляет на уход за зелеными насаждениями, в том числе на обрезку и валку деревьев. В марте 2016 года был заключен контракт на 4,3 млн рублей с предпринимателем Алексеем Пьянковым (тезка экс-министра). При этом, рассказывают представители коммунального бизнеса, в городе давно сложилась практика, когда уход за насаждениями вменяют в ответственность управляющих компаний в зоне их присутствия. Поэтому оценить эффективность заключенных муниципальных контрактов крайне сложно.
Примечательно, что уход за насаждениями и озеленение входит в зону ответственности еще одного городского предприятия — МБУ «Зеленстрой». Основные виды деятельности учреждения — содержание порядка 60-ти объектов центральной части города: бульваров, парков и скверов. Работа производится в зимнее и летнее время, как вручную, так и машинами. Кроме того, «Зеленстрой» оказывает услуги по обустройству тротуаров (выкладка плитки «Бехатон», песчаных детских площадок, устройство газонов с посевом трав и созданием цветников). На это из городского бюджета выделяются десятки миллионов рублей.
В 2016-м МБУ «Зеленстрой» заключило три контракта на 20,6 млн рублей. В 2015 году — 30 контрактов почти на 59 млн рублей, в 2014-м — 24 контракта стоимостью 48 млн рублей и в 2013 году — 23 контракта на 31 млн.
Самым крупным получателем бюджетных денег от «Зеленстроя» в этом году стало ООО «Солард», впервые зарегистрированное в марте 2014 года. Первым директором предприятия была Лариса Тебенькова, с конца 2015-го — Олеся Абдиева. Компания сразу стала активным участником муниципальных конкурсов. В прошлом году у фирмы было два контракта с «Зеленстроем» на 23 млн и 2,2 млн рублей. А этой весной «Солард» подписал договор стоимостью почти 18 млн рублей на поставку цветочной рассады, семян газонных трав и однолетних цветов в первом полугодии 2016 года.
Согласно условиям техзадания, поставщик должен предоставить для города 852 тысячи (!) цветов. В списке 81 тысяча антирринумов, 28 тысяч алиссумов, 212 тысяч петуний, 105 тысяч вечноцветущей бегонии, три килограмма семян календулы, девять килограммов семян настурции и десятки других наименований. Но даже если пройтись по центру города, возникает ощущение, что такого количества цветов не найти. Клумбы по периметру домов власти, театров и галерей выглядят уныло. Что касается обыкновенной липы (заказано 53 дерева), серебристого пирамидального тополя (110 штук), то пока объектов массовой высадки обнаружить не удалось.
Как и поговорить с директором «Зеленстроя» Либаритом Кетцяном, который много лет работает в этом бизнесе. В компании несколько дней сообщают, что руководство находится на «выездах». Не удается найти и руководство «Солард» — по единственному телефону (видимо, был указан при регистрации) отвечают, что не имеют отношения к компании. Адрес «прописки» фирмы — промзона на Ботанике (ул. 8 Марта, 204 г, помещение 8). Возможно, где-то там хранится часть товара — цветы и почвогрунт.
Земля — это весомая статья расходов при озеленении. Она закупается как отдельными лотами, так и вкупе с цветами. Нередко поставщиками почвогрунта выступают различные частные предприниматели. Так, в мае прошлого года «Зеленстрой» покупал землю у «ИП Артем Тебеньков», родственника Ларисы Тебеньковой, экс-директора ООО «Солард». У него было приобретено 2105 кубометров почвогрунта за 1,9 млн рублей (цена за единицу — 900 рублей). Где он был использован и прошел ли через почвенную лабораторию — сейчас сказать сложно.
Опрошенные «URA.Ru» флористы и участники местного рынка газонных грунтов объясняют, что при создании газонов существуют определенные правила, соблюдение которых будет гарантировать, что цветник не погибнет уже через месяц. «Чтобы газон не погиб, нужно рассчитывать, что на квадратный метр идет засыпка толщиной 15 — 20 см. Если газон засыпан тонким слоем, даже на 5 см меньше, то высока вероятность того, что „добро“, оставшееся под грунтом, будет подниматься. Неправильно сделанная клумба быстро становится „плешивой“, требует ремонта и пересеивания», — рассказывает один из экспертов.
Проверка толщины слоя земли на новых газонах в центре Екатеринбурга показала, что грунта использовалось меньше. Цветник на площади Труда — это около семи сантиметров свежего грунта. Газон на проспекте Ленина — чуть более 10 сантиметров.
Крупные компании-производители грунтов (в Екатеринбурге это «Терра», «Агрохимсервис — Т», тепличное хозяйство «Виола» в Горном Щите) работают по своей рецептуре и тестируют их в лаборатории совхоза «Свердловский». Индивидуальные предприниматели чаще всего не могут сами ни готовить грунт, ни тестировать его. Поэтому они либо покупают его у реальных производителей (тогда непонятно, на чем зарабатывает посредник, поскольку в прайсах компаний цена за кубометр с доставкой — выше), либо пользуются одной старой проверенной схемой, давно известной на рынке.
«Продажа земли — это дело лукавое. Самый простой способ — накопать на совхозных полях. Если так, то для вас это бесплатное сырье, за которое можно выручить несколько миллионов. Расходы здесь — только на транспорт и копку. Доказать что-то сложно. Разве что полиция задержит с поличным машину, которая с поля чего-то незаконно вывозит. Но я таких примеров не знаю», — расcказал «URA.Ru» руководитель одной из компаний.
Чтобы зарабатывать на земле, ее необходимо «правильно» измерять. «Мы измеряем в кубах, кто-то — в тоннах. Разница может быть существенная. Универсальный грунт — это сложная субстанция. Один объем грунта может весить и 400 килограммов, и тонну. Здесь учитывается и состав, и влажность. Поэтому выгодно продавать мокрый грунт и по весу», — говорит эксперт.
В «тучные годы» на благоустройство Екатеринбурга денег тратилось больше, но и сейчас, когда стало сложно балансировать бюджет, на эту статью расходов выделяются крупные суммы. Возможно, денег, выделяемых на то, чтобы Екатеринбург превратился в «третью столицу России», каким его хотят видеть горожане и уже позиционируют местные власти, действительно не хватает. Но это сложно проверить. Сколько мусора убрано? Сколько цветов реально высажено? Сколько денег сэкономлено подрядчиками на использовании ручного труда мигрантов вместо механизированной уборки? Не посчитать, если смысл системы в том, что до сих пор ее никому не удавалось контролировать.
Мария Кутепова
Источник: “URA.RU”