На прошлой неделе Следственный комитет возбудил против ученого уголовное дело
Sobesednik.ru выяснил, что скрывает основной противник российской сборной на Олимпиаде-2016 Григорий Родченков.
Бывший глава Антидопингового центра сначала уехал в США, а потом стал передавать из-за океана сенсационные разоблачения о применении допинга российскими спортсменами. Теперь Олимпиада-2016 для нас под вопросом. Кто же такой Григорий Родченков, правду ли говорит и что им движет?
Сумасшедший химик
– Гриша поплыл, надо бы его заменить, – шептались в спортивно-медицинских кругах еще накануне победной Олимпиады 2014 года.
У Григория Родченкова всегда была репутация немного сумасшедшего гения – очки, всклокоченные волосы, все разговоры в основном о науке.
– Он все время суетился, куда-то бежал, – вспоминает директор Института здоровья и реабилитологии Денис Олисов. – В научном мире у него была репутация хорошего ученого, специалиста, каких больше нет. А вот про его человеческие качества говорили разное. Но ему всегда все прощалось, потому что заменить было некем.
Григорий Родченков редко появлялся в СМИ. Он был одним из «волшебников» закулисья большого спорта, который мог спасти любого спортсмена. Или погубить его.
Родченков родился в Москве, учился в МГУ на химика. Сам занимался спортом и даже стал мастером спорта по легкой атлетике. Спортивный опыт и знание химии сделали его специалистом №1 в своем деле. Практически всю жизнь он проработал в антидопинговых лабораториях. В 1986 году Родченков работал на Играх доброй воли в Москве, в 1988 году – на Олимпиаде в Сеуле. В 1998 году его пригласили в Олимпийский центр в Калгари, в Канаду. С 2005 по 2015 год он возглавлял российский Антидопинговый центр. У Родченкова есть заметные публикации в международных научных журналах. В 2012 году он вместе со своим заместителем изобрел тест для выявления стероидов в моче, на котором сразу же попались 31 олимпиец на Играх в Пекине.
Первым ударом по карьере Родченкова мог стать допинговый скандал с нашими легкоатлетами еще в 2007 году, когда у нескольких чемпионок обнаружили положительные пробы. Бывший главный тренер сборной Валерий Куличенко до сих пор не может говорить об этой истории спокойно.
– Мою карьеру, здоровье, жизнь испортили, меня оклеветали, сделав крайним, – сказал экс-тренер Sobesednik.ru.
Тогда имя главного борца с допингом – Родченкова – практически не упоминалось. Но через несколько лет аналогичная история повторится и с ним.
Брат за сестру не отвечает
В 2011 году в семье Родченкова произошла история, которая до сих пор не имеет однозначного объяснения. Оперативники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков обнаружили в доме младшей сестры химика, известной бегуньи Марины Родченковой, несколько препаратов допинга и обвинили ее в сбыте. Дело осложнялось еще и тем, что муж спортсменки был взят с поличным при передаче анаболиков своему коллеге. Обыски тогда проходили и в доме самого Григория Родченкова. Но они ничего не дали. Тем более что сам он был госпитализирован в психиатрическую клинику с диагнозом шизотипическое расстройство. Как говорят – после попытки самоубийства.
Марине Родченковой дали 1,5 года условно.
Один ученый и три дурака
В 2015 году до Родченкова дотянулась рука Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) – его обвинили в намеренном уничтожении около 100 допинг-проб. Сам Родченков стоял на том, что это было плановое уничтожение старых анализов, согласованное с ВАДА.
– Сидят три дурака, которые не разбираются в работе лаборатории. Меня допрашивали они все,
– рассказал потом о встрече с иностранными коллегами сам Родченков.
Разразился скандал, но российские спортивные функционеры не поддержали ученого. Ему пришлось уйти в отставку. Говорят, именно тогда он и затаил обиду.
– А вы бы не обиделись? – отреагировал глава Центра спортивной медицины департамента здравоохранения Москвы Зураб Орджоникидзе. – Мы, кстати, предлагали ему работу после отставки. Но у нас просто нет такой лаборатории для специалиста его уровня…
Дальше события развивались, как в шпионском боевике. Оказалось, что его коллега Виталий Степанов, уехавший вместе с женой в США, записал 15 часов разговоров с ученым. Обвиняемый со всех сторон Родченков принял подоспевшее предложение переехать в Штаты. Получается, эту гонку наши спортивные функционеры проиграли вчистую. Америка не только простила все грехи, но и дала Родченкову лабораторию, новый дом, возможность заниматься любимым делом и неплохо жить даже с клеймом предателя, которым его наградили в России.
– Мы их увольняем (под давлением международных комиссаров), а они переманивают, – обиженно вздыхает теперь министр спорта Виталий Мутко.
– Получается, Родченкова сначала обличили, что он преступник, а потом этого же «преступника»
– на знамя борьбы с «плохими» российскими спорт-сменами?! История более чем странная, – выразил мнение спортивно-медицинского сообщества Денис Олисов.
А был ли допинг?
Конечно, выступление в СМИ было частью сделки, на которую пошел ученый, чтобы хорошо устроиться в США. Но главное – правдивы ли его слова? Рассказ Родченкова о подмене проб под покровом ночи, через дырку в стене, под прикрытием сотрудников ФСБ, как и состав алкогольных допинг-коктейлей для спортсменов, – все на самом деле выглядит как издевательство или надувательство.
– Это каким-то шаманизмом отдает – применяемые в ветеринарии препараты, которые уже 30 лет как отлично ловит любая лаборатория, да еще замешенные на алкоголе, – это можно воспринимать всерьез? – недоумевает Олисов. – Не говоря уже о том, что я слабо себе представляю спортсмена, который «махнет соточку» перед стартом. От него же требуется максимальная концентрация!
«Коктейль Родченкова», по его собственному признанию, готовился в двух видах: на основе виски – для мужчин, для женщин – с мартини. Некоторые спортсмены, уточнил позже Родченков, не выпивали, а полоскали рот «допинг-напитком».
– Честно говоря, этот вопрос был главным, который обсуждали между собой ученые в кулуарах международной конференции, с которой я вернулся. Может ли такое вообще быть? И я вам скажу, что, если бы у меня стояла задача дать спортсмену водонерастворимые стероиды, я бы тоже использовал алкоголь, – поделился с Sobesednik.ru создатель скандально известного мельдония, директор латвийского Института органического синтеза Ивар Калвиньш.
По словам Калвиньша, большой спорт невозможен без большой фармакологии – в России или где-то еще. И сейчас основная гонка идет не столько за создание «неуловимых» препаратов, сколько за получение средств, способных эффективно «вымывать» следы стероидов и анаболиков из организма, что делает спортсмена неуязвимым перед любой проверкой.
Сам Григорий Родченков говорит, что уехал из России из опасений за свою жизнь. В феврале этого года один за другим с интервалом в 12 дней скоропостижно скончались два его коллеги – бывшие руководители РУСАДА (Российское антидопинговое агентство) Вячеслав Синев и Никита Камаев. Оба немного старше 50 лет. Откровения Родченкова и все события вокруг этого говорят о том, что борьба за спортивные результаты развернулась в мире не на жизнь, а на смерть. В прессе всё это уже назвали мировой вой-ной в сфере спорта, и, похоже, она только начинается…
Ахмирова Римма
Источник: “Собеседник”